С 21 апреля по 22 мая 2011 года в Тольяттинском художественном музее пройдет выставка китайской живописи «Ветка дерева помнит о весеннем ветре». Эти работы были подарены в фонд музея китайскими художниками из г. Лояна (КНДР) в 2005 г.
В экспозиции представлены 50 произведений, выполненных в технике национальной китайской живописи, традиции которой зародились еще в глубокой древности. Картины написаны цветной китайской тушью и представляют классические жанры: «горы и воды», «цветы», «цветы и птицы».
Природа всегда воспринималась в Китае как главная носительница универсальных законов бытия, и ее особое религиозно-поэтическое осмысление - характерная черта китайской культуры. Один из первых принципов живописи, сформулированных в 490 г., родоначальником теории живописи Сэ Хэ, состоял в требовании передать «одухотворённый ритм живого движения», присущий всему в природе.
Стремление мастера показать мир в его необъятности и изменчивости лежит в основе пейзажных композиций, которые рассчитаны на то, чтобы человек ощущал себя не центром мироздания, а малой его частью. Чувство простора и величия природы создается ритмом повторов горных массивов, туманной дымкой, извилистыми лентами горных рек.
Дуалистическая структура мира представала как зримо воплощённые в Небе и Земле два противоположных принципа мироздания: мужская сила – (ян) и женская сила – (инь). Олицетворением мужественных сил природы в китайских пейзажах являются горы, воды воплощают женственное начало, из их сочетания возникает Вселенная. Горы – кости земли, потоки воды – вены; кровь, пульсирующая, несущая жизнь и движение, водопад – символ встречи Земли и Неба.
В Китае традиционно сложились две манеры письма, одна из них – тщательная, фиксирующая все детали, так называемая, «прилежная кисть», другая – свободная, позволяющая зрителю додумать то, что художник оставил недосказанным, или «живопись идей».
Вторая манера совершенствовалась, главным образом, в живописи «цветов и птиц». «Лирически шепчет лето», «Упоительный иней» - в этих и многих других картинах, то легкими касаниями, то сильными ударами кисти фиксируется почти неуловимое состояние, пульсирующие внутренние токи. Однако, основой «живописи идей», ее обманчивой простоты, является манера тщательного письма. Также и столь ценимая в Китае способность к мгновенному озарению – приходит только после долгого созерцания.
Ни в пейзаже, ни в изображениях цветов художник не ставит задачей детальное воспроизведение реальности, он ищет отражающуюся в ней сущность, чтобы на ассоциативном уровне передать человеческие чувства и настроения.
Изображения растений всегда несут символический подтекст: орхидея – символ красоты и скрытого благородства, лотос – чистоты и духовного совершенства, пион – пышности и богатства.
С XIII века в китайской живописи стало развиваться новое направление – живопись ученых, в котором живопись соединялась с поэзией и каллиграфией. Изящество иероглифов и поэзия стиха не только дополняли и подчеркивали основное содержание и идею картины, но в сочетании друг с другом придавали ей особую красоту и законченность. Эта традиция, ставшая отличительной чертой китайской живописи, представлена в экспонируемых работах.
Авторы работ –19 художников первой и второй степени, доценты, а также директор Лоянского художественного музея Вэнь Лючуань, его заместитель Со Тешэн, председатель Союза каллиграфов г. Лояна Ли Цзиньсюе.
Оцените путевую заметку по шкале от -2 до 2:
Средняя оценка:
0, суммарный рейтинг:
0, проголосовало человек:
0