паломнический туризм

Паломнические туры – вероятно, одна из первых разновидностей туризма, появившихся на планете. К посещению святых мест люди стремились издавна, во всех конфессиях и во всех «уголках географии». При этом к путям паломников, говоря современным языком, подтягивалась туристическая инфраструктура, возникали постоялые дворы и рынки, строились «малые святыни». Современному паломнику, конечно, не придется идти на тот риск, на который шёл средневековый пилигрим, направляющийся в Иерусалим – сложность поездки и ее продолжительность можно варьировать в зависимости от духовных потребностей и физических, а также от финансовых возможностей туриста.

Организовать такую поездку можно разными способами. Кто-то пожелает отправиться в поездку, специально организованную паломнической службой, чтобы провести её всю в соответствующей атмосфере. Другому туристу будет удобнее дополнить экскурсией по святым местам обычный тур. Например, оказавшись в Иерусалиме, посетить с молитвами Храм Гроба Господня.

Соответственно, в области организации таких поездок работают как специализированные паломнические службы, так и обычные туроператоры. При этом и паломнические службы часто предлагают поездки, в которых собственно паломническая часть совмещена с отдыхом – например, с пляжным отдыхом на море, если речь идет о паломнических турах в Крым или в Грецию. Но понятно, что программа паломнических маршрутов серьезно отличается от обычных экскурсий – туристы не просто «заглядывают» в храм, но стоят на службах, посещают местные святыни. Говорить о том, что при подобном туре желателен определенный «дресс-код», вероятно, нет необходимости.

 

Святыни земли Русской: в круге Москвы

Паломнические туры сохранили еще одну традицию – чтобы отправиться в них, совсем не обязательно располагать значительными финансовыми средствами. В том числе и потому, что чтимые православные святыни располагаются и совсем рядом - в черте или лишь слегка за границами Московской области. Среди самых известных из них – Новый Иерусалим под Истрой, Звенигород с его знаменитым Саввино-Сторожевским монастырем, где паломники стремятся поклониться мощам преподобного Саввы, Коломна и расположенный неподалеку Богородице-Рождественский Бобренев мужской монастырь, основанный по благословению преподобного Сергия Радонежского...

Московской области принадлежит и круг «малых святынь», возникших на самом известном паломническом пути московского севе

ро-востока – в Троице-Сергиеву лавру Хотьково и Радонеж. Последние, впрочем, обычно посещаются во время традиционного паломнического пути к Лавре – в него входит и Покровский Хотьковский монастырь, где находятся мощи родителей святого преподобного Сергия, и село Радонеж, место детства святого... Путь завершается в Троице-Сергиевой лавре, «твердыне православия», где паломники проходят по храмам и соборам Лавры, паломников допускают приложиться к мощам Святого Сергия и иным святыням прославленного монастыря, откуда по-своему «пошла быть Русская Земля».

На юг от Москвы, также не слишком далеко – около 260 км – располагается другое традиционное место паломнических туров – Оптина Пустынь, знаменитый старческий монастырь, «приносящий душе великую пользу», как отмечают паломнические службы. По дороге, как правило, паломники не минуют и других святынь земли Калужской – таких, как Пафнутьево-Боровский монастырь возле Боровска, Спаса Нерукотворного Пустынь в селе Клыково...

Не минуют паломнические маршруты и «светского» Золотого Кольца. В белокаменном Владимире они стремятся в Успенский собор, расписанный Андреем Рублевым – где сохраняется особо почитаемый список иконы Владимирской Богоматери. Под Ярославлем паломнический тур принимает Толгский монастырь, «епископский город» Ростов Великий встречает Авраамиевым монастырем, а в Костроме их ждет знаменитый Ипатьевский монастырь, где Романовы были венчаны на царство...

 

Святыни земли Русской: «созижду обитель великую»

Можно бесконечно перечислять великие и малые святыни земли Русской, поэтому придется ограничиться лишь некоторыми из них, к которым «не зарастает» паломническая тропа. К югу – это прославленное Дивеево под Нижним Новгородом, о котором в летописи монастыря сказано «Я созижду такую обитель великую, на которую низведу все благословения Божии и Мои со всех жребиев Моих на Земле, с Иверии, Афона и Киева», куда прибывают паломники приложиться к мощам Серафима Саровского. Часто в поездку включают еще и недалекий Муром, родину покровителей семьи, любви и верности Петра и Февронии Муромских.

Ближе к суровому русскому северу, на Псковской земле паломников принимает Псково-Печорский монастырь, получивший сейчас известность и благодаря книге владыки Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые». Несмотря на все испытания, выпавшие на долю монастыря, он ни разу за всю свою историю не закрывался. Одно из основных посещаемых мест - «Богом зданные пещеры», «улицы» в пещерах Святой горы, по которым паломников проводят насельники монастыря.

Целью многих паломников становится и Валаам, расположенный среди суровой красоты Онежского озера. К монастырю, расположенному на острове, отправляются речные круизы, в том числе и паломнические. Здесь говорят, что по преданию сам апостол Андрей Первозванный, некогда прошедший будущие русские земли, посетил Валаам и благословил его каменным крестом. На «северном Афоне», как также называют Валаам, паломники посещают Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, и несколько его скитов – их здесь более десяти. Продолжительность такого паломничества может быть от одного до пяти дней.

Еще одна северная святыня расположилась уже в Белом море – гранитные стены Соловецкого монастыря бывали крепостью не только духовной. Край здесь суровый – даже местная паломническая служба рекомендует совершать паломничество с 1 июня по 30 сентября. Как правило, такое паломничество занимает не один день, кроме самого Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря паломники также имеют возможность посетить остров Анзер с его скитами и святыми источниками.

Не забудем также отметить, что и «курортный» Юг России также принимает паломников – и здесь в первую очередь речь пойдет о крымском Херсонесе, который, как говорит паломническая служба «Радонеж», «почитается, как алтарь Руси Великой». Прибывающие сюда паломники также не забудут посетить Инкерманский пещерный монастырь, и Севастопольский мужской монастырь святого Георгия Победоносца, глядящий в Черное море со скал Фиолента...

 

Четыре Лавры

«На Руси четыре Лавры», - говорилось некогда, но, к сожалению, современность несколько скорректировала границы этого выражения – две из них остались за пределами границы России. И в первую очередь, речь идет о прославленной Киево-Печерской Лавре. Конечно, сейчас политическая ситуация такова, что редкий паломник пожелает добраться до «матери городов русских», посетить четырнадцать храмов Лавры, и знаменитые ее пещеры, первое упоминание о которых прозвучало еще в XII веке, в «Повести временных лет»...

Немного менее известна российским паломникам, а сейчас ещё и менее достижима, Почаевская лавра, основанная еще затворниками Киево-Печерской лавры, бежавшими после разорения Киева ханом Батыем, на нынешней территории Тернопольской области Украины. Святыней Лавры считают отпечаток стопы Богородицы с целебным источником. Сейчас в стенах Лавры, несмотря на все недоброжелательные «мирские события» звучит молитва Господу Вседержителю о мире и прекращении междоусобной вражды...

Четвертая же Лавра, «младшая» из всех, находится в Санкт-Петербурге – это Александро-Невская Лавра – ее, кстати, по «церковному» именованию, также Свято-Троицкую, посетить может любой турист, находящийся в Северной Столице. Кстати, Лавра основана по преданию на том самом месте, где новгородский князь Александр Ярославич одержал свою победу над шведами, за которую и получил свое прозвище Невский. Мощи святого благоверного князя Александра Невского и ныне – главная святыня Лавры.

 

«Святая Гора»

На Русь, как известно, христианство пришло из Византии, однако в нынешней реальности над Святой Софией в Царьграде – она же Айя-София в Стамбуле – высятся минареты.

Тем не менее, прикоснуться к «греческой мудрости» все еще позволяют паломнические туры. Центром паломнических туров в Грецию, конечно, становится Святая Гора, Афон, принадлежащий церкви с 691 года. Правда, с определенными ограничениями – нога «существа женского пола» на остров не ступала никогда, как повелела Богоматерь. Паломницы как правило совершают морской круиз вокруг горы, нередко короткие туры ограничиваются этим и для всей группы «без различия пола». Серьезные же паломнические поездки организуются специально, требуют получения разрешения–димонитириона – в Бюро паломников (ГрафиоПроскинитон) в Салониках, и предполагают несколько дней, проведенных в монастырях Афона.

Еще одно место в Греции, куда традиционно предлагают и паломнические, и «обыкновенные» туры – это Метеоры, горы, название которых происходит от греческого слова, которое на русский переводится как «Преображение». Здешние монастыри – кажется, что непостижимым чудом – поднялись на вершины 600-метровых скал. До настоящего момента из 17 монастырей сохранилось шесть, гости имеют возможность посетить или один из них, как правило, им оказывается основной, Великая Метеора, или остановиться в городке Каламбака и посетить все шесть. Стоит учитывать, что во второй половине дня монастыри закрываются для посетителей.

В целом, паломнические туры организуются по всей Греции – здесь также нет ни земли, ни острова без монастыря. Скажем, туристы, отдыхающие близ Афин, например, на острове Эвия, могут отправиться к церкви Святого Иоанна Русского – любимым греками святым стал некогда русский пленник с русско-турецкой войны.

Еще одно традиционное место для паломничества – остров Корфу. На Пасху здесь совершается крестный ход из 15 храмов, паломники посещают литургию в храме Святителя Спиридона. Остров связан с именем и еще одного русского святого – именно на Корфу одержал свою победу адмирал Федор Ушаков, впоследствии прославленный церковью как святой праведный воин.

А кроме того – Корфу – это удобная точка для отправления в Италию, куда православные паломники стекаются для поклонения одному из самых любимых на Руси святых.

 

«Покровитель плавающих и путешествующих»

Речь конечно идет об итальянском городе Бари, сердцем которого для верующих людей служит базилика Святителя Николая (Санта-Клауса). Возвели её ещё в XI веке, специально для привезенных в город мощей Николая Чудотворца. Белокаменная церковь в романском стиле сохранилась с тех времен, практически не изменив свой облик. Говорят, что колонну, которую можно увидеть в нижней части храма, везли из Турции вместе с мощами святого – и она также сделалась чудотворной. Прикосновение к ней обещает исцеление от болезней. А статую Святого Николая, расположенную недалеко от входа в церковь, верующие в день празднования Святого Николая выносят из храма в торжественном шествии.

 

У Неопалимой Купины

Египет, «неотъемлемо» ассоциирующийся у обычных туристов с солнцем и морем, также становился целью паломничеств. В первую очередь, это гора Синай, расположенная на севере Египта – в нескольких часах езды от популярного курорта Шарм-эль-Шейх. На горе, согласно Библии, Бог вручил Моисею Скрижали Завета. До того здесь же Бог явился Моисею в образе Неопалимой Купины – горящего и не сгорающего куста. «Потомка» этого куста туристы и паломники и ныне могут видеть в стенах монастыря Святой Екатерины, где монашеская жизнь не прекращается с VI в.

Паломничество сюда не обходится без своеобразного испытания: говорят, тому, кто преодолеет 3750 ступеней, чтобы подняться пешком на гору Моисееву и встретит там рассвет, отпускаются грехи. Желающих проделать этот маршрут туристов, к слову, немало.

Необычный паломнический тур готова предложить коптская церковь Египта – маршрут святого семейства. Предлагается пройти путем младенца Иисуса, Девы Марии и Иосифа, которые находились в Египте несколько лет, прячась от царя Ирода. Сам по себе маршрут растягивается с Северного Синая через Каир и его пригороды до города Асьюта, включает 25 почитаемых мест, чтобы полноценно проделать весь путь потребуется 5-8 дней. На маршруте туристы встретят, например, самую старую церковь Египта – церковь Абу-Серга. Храм построен над пещерой, где укрывалось святое семейство в конце своего проживания в этой стране, посвящен святым Сергию и Вакху, солдатам римской армии, последователям Иисуса

 

Святая Земля

Но, бесспорно, центром всех паломничеств становится Святая Земля, и ее центр – Иерусалим. Сложно сосчитать, сколько веков паломники минуют белокаменные ворота Старого города, сколько шагов стирали камни на Via Dolorosa – Крестном пути к Голгофе, и ныне заполненном целенаправленно идущими к Храму Гроба Господня – людьми. Сердце храма, церковь в церкви – крошечная церковка в огромном соборе – Кувуклия, место Гроба Господня.

Сложно даже сказать, сколько в этом городе только христианских святынь – это и гора Сион с Сионской горницей, и Гефсиманский сад с монастырем святой Марии Магдалины, и без преувеличения тысячи иных мест, связанных с Евангельской историей.

Тем более, что редкий паломнический тур ограничивается только Иерусалимом – как правило, в нем паломники проходят все места библейской истории. В маршруте и Назарет, с Источником Богородицы – где, по одному из преданий, впервые была услышана Благая Весть, и Вифлеем, с его Храм Рождества Христова, и омовение в водах Иордана – в память о Крещении... Кана Галилейская и Капернаум, гора Фавор и Табха – место умножения хлебов и рыб... Все эти места существуют не только на страницах Евангелия, каждое из них – реальный, до сих пор сохранившийся в том или ином виде – пункт на географической карте в краях вокруг «четвертого моря» Израиля – Галилейского озера.

 

Все дороги ведут в Рим

Говоря об Иерусалиме, сложно не вспомнить и о Риме – как бы то ни было, эти два города в «священной истории» сближены. Город Петра и Павла также притягивает к себе туристов – под величественный купол своего основного храма собора Святого Петра. Считается, что именно здесь, где высится громада собора, в 67 году от Рождества Христова был распят Апостол Петр, от которого считает свое начало католическая церковь, которую не зря именуют Римской. Иной экскурсовод может и рассказать, что уже в 1940 году в местных катакомбах обнаружили надгробную плиту с надписью «Петр здесь».

Евангельских апостолов чтят в разных местах – например, мощи Святого Марка, весьма хитрым методом вывезенные из Турции – ныне покоятся в величественном символе Венеции, Соборе Святого Марка. А благодаря святому Иакову на свет «появилась» одна из знаменитых паломнических дорог – Сантьяго де Компостелла, идущая по Северной Испании. Путь начинается в Пиренеях, от перевала Ронсеваль, и идет до самого города Сантьяго. И ныне некоторые готовы идти его пешком, как это было века назад, когда только начинались паломнические туры.

 

паломнический туризм в новостях

Создайте здесь свой путеводитель по !
Бесплатно и без регистрации!
Просто добавьте сюда интересные объекты из списка!