Чужих «уполномоченных» начали отключать от он-лайна
На российском туристическом рынке начался очередной передел сфер влияния туроператорских компаний. Причем этот передел стартовал не в столице, а в регионах: крупнейшие туроператоры начали отлучать от себя турагентства, замеченные в близких отношениях с конкурирующими туроператорами. И первая «ласточка» прилетела из Уфы, где уполномоченные агентства «Корала» были отключены «Пегасом» от его системы on-line бронирования. В результате агентства региона обвинили «Пегас» в нелояльности к местному агентскому рынку и в нечистоплотной конкурентной борьбе. Сам же «Пегас» уверил, что готов распространить эту практику на всю территорию России и на всех агентств, имеющих статус «уполномоченных» у конкурирующих операторов.
Так, на форуме «ТУРЗОНА» портала «ТУРПРОМ» пользователь Райхон разместила следующую информацию (https://www.tourprom.ru/forum/topic/4032/): «С 06.08.2010 «Пегас-Туристик Уфа» отключил пароли онлайн-бронирования уполномоченным агентствам «Корал тревел». Так вот, отключение произошло без какого-либо предварительного уведомления турагентов. Кому-то ответили, что это решение московского офиса «Пегаса», кому-то назвали причиной статус уполномоченного агентства «Корал тревел». Московский офис «Пегаса» подтвердил, что агентства в чёрном списке с примечанием «УА Корал тревел», но отключение произошло по инициативе регионального офиса, и комментировать ситуацию не стал». При этом пользователь вопрошает – «Согласитесь, очень странный подход! Как это назвать - агрессия по отношению к конкуренту? Тогда почему именно «Корал тревел», а не кто-либо из других операторов, представленных в регионе? Но зачем отказываться от продаж своего продукта? Кому в результате сделали хуже?»
Корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» провёл небольшое журналистское расследование, и выяснил, что политика по отлучению турагентств, имеющих статус «уполномоченных» у конкурирующих туроператоров, одобрена головным офисом «Пегас Туристик» в Москве, причем она будет проводиться по всей стране и не только по отношению к уполномоченным агентствам «Корала», но и к агентствам, замеченным в тесной «дружбе» с другими конкурирующими туроператорами. «Мы выступает за чистоту и корректность отношений на туристическом рынке. Если ваше агентство является уполномоченным какого-либо туроператора, то с другими операторами вам логично работать только по направлениям, которых у вашего главного партнера нет», - сообщила Анна Подгорная, генеральный менеджер «Пегас Туристик». Впрочем, по заверению собеседника, договоры с такими агентствами «Пегас» разрывать не намерен. «Они могут бронировать у нас туры, но в режиме оф-лайн, т.е. по факсу или электронной почте. При этом если их оператор не делает каких-либо направлений, которые делает «Пегас», то по ним мы готовы оставлять таким агентствам доступ к он-лайну», - пояснила собеседник. Как добавила Анна Подгорная, её компания уже получила письма от нескольких отлученных турагентств, в которых те выражают готовность снять с себя статус «уполномоченного Coral Travel» , однако возвращать им доступ к он-лайну в «Пегасе» не планируют. «Надо быть последовательным. Если вы хотите работать со всеми операторами, то оставайтесь независимыми агентствами, а если вы представляете в регионе определенную марку – то извольте поддерживать именно её», - пояснила собеседник.
В «Coral Travel» скупо прокомментировали ситуацию: «Каждая компания сама выбирает политику и этику ведения бизнеса, и это говорит об уровне компании». При этом независимые эксперты туристического бизнеса считают шаг «Пегаса» вполне логичным и неизбежным на данном этапе развития рынка. «Юридически решение «Пегаса» вполне законно – они вправе давать доступ или отлучать от своего он-лайна любые турагентства по собственному усмотрению, ведь доступ к этой системе не является публичной офертой. При этом данную историю логичнее рассматривать не с юридической точки зрения, а с точки зрения деловой этики», - считает Георгий Мохов, гендиректор юридического агентства «Персона Грата», председатель правовой комиссии РСТ. По мнению эксперта, с точки зрения деловой этики поступок «Пегаса» вполне логичен, хотя и является болезненным для самого туроператора. «Туристический рынок весьма специфичен, на котором клиент, выбирая, где купить нужный ему тур, часто руководствуется именно брендом туроператора. Ведь сам тур зачастую совершенно одинаков у разных туроператоров. Поэтому логично, что операторы выступают против ситуации, когда агентство, прикрываясь одним брендом, занимается продажей туров другого бренда. Если же агентство хочет использовать бренды нескольких туроператоров, ему было бы логично создать под них несколько юрлиц и открыть соответствующие офисы продаж, каждый из которых специализировался бы только на конкретной марке», - считает Георгий Мохов. Впрочем, мера по отключению от он-лайна, по мнению эксперта, недостаточно эффективна. «Здесь необходим более комплексный подход, и прежде всего – такую ситуацию надо прописывать в договорах. Но в любом случае, подобному шагу «Пегаса», скорее всего, последуют и другие крупные туроператоры», - считает собеседник.
Автор: Петр Борисов