Древние японские жилища превращаются в гостиницы
В Японии вторую жизнь обретают матия - пришедшие из далекого прошлого городские дома, которые сегодня превращаются в «постоялые дворы» для туристов. Интерес к ним проявил и Международный фонд памятников (World Monument Fund) - неправительственная организация, занимающаяся сохранением мирового исторического наследия, включившая в этом году матия в перечень культурных, архитектурных и природных памятников, которые находятся на грани разрушения.
Традиционные городские дома, типичные, главным образом, для исторической столицы Киото, появились после 794 года нашей эры. В матия обитали городские торговцы и мастера. В Киото и сегодня насчитывается до 48 тысяч таких домов-магазинов. Возраст большинства из них превышает 100 лет. Увы, но сегодня матия стремительно исчезают с лица земли, вынужденные разделить печальную участь с остальными собратьями по всему миру, представляющими каноническую архитектуру.
Ежегодно разрушению подвергаются около 1000 матия. Содержание классических японских домов оказывается нерентабельным, а дизайн, по мнению многих, не отвечает ни современным требованиям, ни современному стилю. К сожалению, действующее законодательство в области строительства и архитектуры делает реставрацию таких построек практически невозможной. В итоге, ежегодно на снос идут около 1000 матия, уступающие место современным постройкам, а старинная урбанистика Киото сегодня обречена на безвозвратное вымирание.
На фоне растущей обеспокоенности местных общин в связи с разрушением традиционного городского ландшафта Киото, в борьбу против наметившегося вырождения стиля вступила корпорация «Machiya Residence Inn Group», которая предложила перепрофилировать внесенные в «черный список» матия, возродив их к новой жизни в качестве гостиничных учреждений для туристов. Один из примеров новейшего поколения - гостиница «Kohakuan», которую компания открыла 14 июля.
Дом, рассчитанный на кратко- или долгосрочное «целевое» проживание одной тургруппы, сдается в аренду под ключ, имя в виду всю постройку с кухней, стиральной машиной, сушилкой для белья, компьютером и выделенной Интернет-линией. В придачу к обстановке – владеющий английским языком персонал, обученный для решения вопросов бронирования и всегда готовый удовлетворить любые запросы, связанные с обслуживанием клиентов, для которых, при желании, уже сегодня организуется и обширная культурная программа, в том числе чайная церемония, уроки гончарного мастерства и другие занятия, издревле присущие японскому обществу.
Сегодня «Machiya Residence Inn Group» занята «разведением» матия и превращением их в новое инвестиционное направление на рынке недвижимости. Ренессанс матия древней градостроительной традиции (а в планах компании, модернизация пяти домов в год) должен создать прецедент для популяризации и расширения сфер современного приложения древней градостроительной традиции.
Автор: Игорь Мельник