Болгария активизирует турпоток медицинскими турами
Болгария всерьез берется за стоматологию, делая нее ставку на этот вид медицинских услуг, который, по замыслу авторов новой идеи, позволит активизировать въездной турпоток. Как говорит представитель Болгарской ассоциации медицинского туризма Венцислав Стоев (Ventsislav Stoev), в отсутствие слаженной общенациональной программы медицинского туризма и оказания стоматологической помощи иностранцам, каждая клиника работает сама по себе, и этот диссонанс внутри отрасли негативно сказывается на экономике страны. «Парламентские слушания, которые мы провели с участием руководства, позволили нам выработать единую линию, вдоль которой будет строиться оказание стоматологической помощи иностранным туристам по всей стране. Новая концепция предусматривает широкое участие высококвалифицированных специалистов-стоматологов»,- сказал Стоев.
Несмотря на большую армию болгарских дантистов, страна мало вкладывает в расходы на оплату их труда. Около 8 тысяч (7.800) специалистов владеют собственными хорошо оборудованными клиниками с собственными лабораториями. Сегодня стоматология Восточной Европы обслуживает иностранных пациентов, привлекая их качеством своих услуг, которые практически не отличаются от уровня развитых стран и стоят значительно дешевле по сравнению с ними же. Первое нововведение затронет систему организации поездки. Если раньше иностранцы заботились обо всем сами, теперь стоматологи и туроператоры объединят свои услуги в единую программу, которая будет сочетать полезное с приятным. Такой пакет адресуется сегодня, прежде всего, туристам из Германии и Италии. Болгария обладает двумя достоинствами, которые помогут ей развить стоматологический туризм: прекрасно подготовленным персоналом, владеющим иностранными языками, и высококлассными учреждениями, расположенными в туристических регионах страны.
Еще каких-нибудь двадцать лет назад жители скандинавских стран, России и Ближнего Востока были завсегдатаями болгарских СПА-центров, которые предлагали целую гамму медицинских услуг, начиная от лечения заболеваний суставов и заканчивая бесплодием. Однако с тех пор ситуация в корне изменилась, и сегодня страна позиционирует себя как экономичное отпускное направление. Правда, в последнее время благоприятный инвестиционный климат позволяет Болгарии постепенно возвращаться к СПА-услугам.
По данным Болгарского объединения курортологии и СПА-туризма, за последние пять лет объем капиталовложений в развитие национальных реабилитационных и бальнеологических центров составил около 5.4 млрд. долларов. Среди ведущих инвесторов, которые уже участвуют в развитии отрасли или рассматривают такую перспективу, такие страны, как Израиль, Россия, Кувейт, Катар и Оман.
Сама же Болгария рассчитывает на 10%-ный рост в данном секторе медицинских услуг, который она рекламирует, принимая участие в различных торгово-выставочных мероприятиях в Германии, на Балканах, в Израиле и России. Однако выход на конкурентоспособный уровень, наблюдаемый сегодня у главных соперников по СПА-бизнесу в Восточной Европе, Чешской Республики и Венгрии, потребует от правительства значительных капиталовложений в брэндинг и продвижение своей курортной отрасли на международные рынки. Одновременно стране предстоит всерьез заняться совершенствованием подъездных путей, имея в виду железнодорожное и автомобильное (автобусное) сообщение со страной.
При всех своих достоинствах вроде природных ресурсов, проверенной временем школы и великолепно подготовленных специалистов, болгарская курортология так и останется ни с чем, если страна сама не сделает их точками своей диферсификации на рынке. С таким прогнозом выступил представитель Европейской ассоциации СПА-услуг Сигрун Ланг (Sigrun Lang). «Маркетинг играет во всем этом ключевую роль: если вы сами скрываете свои замечательные возможности, никто к вам не приедет»,- продолжает он.
Пока же правительство выделило крошечные ассигнования на продвижение туристических направлений, демонстрируя явное нежелание способствовать развитию медицинского, в том числе стоматологического туризма. Похоже, в сознании государственных чиновников прочно засел стереотип советской поры, когда принцип «дешево и сердито» означал наличие клиентов без всякой рекламы и маркетинга. Среди заслуг СПА-индустрии следует отметить тот факт, что она перестала сегодня восприниматься как геронтологическое направление, адресованное лицам исключительно преклонного возраста.
Автор: Лилия Вигдорчик