Общий прогноз развития туристического рынка Украины
Западные аналитики составили прогноз развития на среднесрочную перспективу для «растущих» экономик Европы. В широком смысле слова, документ свидетельствует о значительном улучшении макроэкономических показателей, наметившемся, начиная со второй половины 2009 года, когда рынки Центральной и Восточной Европы вошли в системный макроэкономический кризис – самый сокрушительный с момента своего появления на постсоветском пространстве. Что касается Украины, то, несмотря на все вышесказанное, эксперты по-прежнему не испытывают оптимизма по поводу того, что спрос, сам по себе, будет способствовать устойчивому выздоровлению ее туристической отрасли в 2010 году. По мнению экспертов положение дел в украинском туризме только усугубится. Глобальная рецессия уже вызвала сокращение объема въездного турпотока, который к концу 2009 года потерял 12% относительно показателя годичной давности. Учитывая, что главным генератором украинского туристического рынка являются страны Центральной и Восточной Европы, о полном восстановлении въездного турпотока в 2010 году говорить не приходится. По прогнозам аналитиков, к концу 2010 года въездной турпоток совершит скачок с 21.9 миллионов (2009 год) до 23.3 миллионов человек (+7% в годичной ретроспективе). По мнению экспертов, начиная с 2011 года и до завершения рассматриваемого периода (конец 2014 года) отрасль останется в плюсе и вернется к двузначному росту.
Основная масса туристов направляется на Украину по авто- и железнодорожным магистралям. Имеющая общую границу сразу с семью странами, одна из которых Россия, Украина отличается очень выгодным географическим положением, с точки зрения наземного туризма. По прогнозам аналитиков, рост числа автотранспортных пассажирских перевозок будет значительно превосходить по своим темпам железнодорожный туризм. Тенденция будет усиливаться за счет либерализации визового режима между ЕС и Украиной, одним из пунктов которого является право свободного (безвизового) пересечения украинской границы гражданами ЕС, приезжающими в страну на срок до 180 суток. Другим фактором, способствующим развитию автоперевозок, является состояние железных дорог, соединяющих Украину с остальной Европой и Азией, а они (дороги), как известно, нуждаются в глобальной модернизации. Среди положительных сигналов: подписанный в ноябре 2009 года меморандум о намерениях, предполагающий реконструкцию и расширение всего железнодорожного полотна на трассе между Украиной и Словакией. Документ подписали Министр транспорта Словакии Любомир Важны (Lubomir Vazny), Генеральный директор «Украинских железных дорог» Михаил Костюк и Председатель правления Российских железных дорог Владимир Якунин. Как известно, изначально линия строилась для доставки украинской железной руды к сталелитейным предприятиям в словацкой Косице.
Сегодня Украина готовится, вместе с Польшей, принять у себя чемпионат Европы по футболу, который состоятся в 2012 году, - событие, которое станет главным локомотивом развития национальной туротрасли. Не говоря уже о многотысячной армии туристов, которая, как ожидается, нахлынет в страну, сам статус одной из хозяек европейского первенства обязывает Украину к осуществлению широкомасштабных инвестиций в туристическую инфраструктуру, которые иначе, как позитивно, на отрасли не скажутся. В 2009 году стоящая во главе европейского футбола УЕФА выступила с заявлением, в котором выразила удовлетворение прогрессом, достигнутым в развитии четырех украинских городов, которые выбраны для проведения матчей в рамках футбольного чемпионата 2012 года.
До наступления ноября 2009 года УЕФА дала Украине время на строительство Олимпийского стадиона в Киеве, а также аэропортов и других объектов инфраструктуры. Однако принятие окончательного решения в отношении того, станет ли Украина хозяйкой футбольного чемпионата, отложено до 2011 года. УЕФА уже сообщила, что в 2010 году ее представители приедут в Украину с инспекционной проверкой, чтобы оценить готовность объектов к соревнованиям, намеченным на июнь 2011 года, предупредив о намерении перенести состязания в другое место, если стройка будет затягиваться.
В условиях дефицита инвесторов, с которым столкнулось большинство намеченных объектов футбольной инфраструктуры, существует серьезная угроза того, что Украина не выдержит запланированные сроки завершения строительства. Наибольшие опасения вызывает состояние дел в гостиничном секторе, где, по сообщению местных источников, строительство отстает от намеченных темпов и качества, а по слухам, вообще речь идет о размещении гостей в палатках. В свою бытность на посту Президента страны Виктор Ющенко, по непонятным причинам, бойкотировал принятие в 2009 году закона, разрешающего Государственному банку Украины направить 10 млрд. украинских гривен на подготовку туристических и спортивных объектов.
Оценивая начавшееся в третьем квартале 2009 года укрепление курса украинской гривны, которое сопровождалось установлением (начиная с ноября того же года) узкого валютообменного коридора (UAH7.9510-8.1000/US$), аналитики по-прежнему считают преждевременными любые разговоры на тему необратимой стабилизации национальной валюты и ее возвращения к докризисной отметке в UAH5.0000/US$.
Вместе с тем, слабая гривна способствует повышению ценовой конкурентоспособности украинского рынка, обеспечивая рост национальной туриндустрии. В 2008 году сообщение с Украиной открыла венгерская бюджетная авиакомпания «Wizz Air», что позволяет прогнозировать увеличение присутствия низкобюджетных перевозчиков на украинском рынке на предстоящие годы. Сегодня руководство международного аэропорта «Борисполь» (Киев) занято строительством нового терминала, специально предназначенного для приема низкобюджетных рейсов.
Событие, которое по мнению экспертов, свидетельствует о позитивных тенденциях, должно привести к снижению тарифов, что, в свою очередь, расширит возможности и увеличит поток туристов, стремящихся в Украину или выезжающих из нее в другие страны. С появлением на национальном рынке венгерской « Wizz Air» о снижении цен на свои услуги уже заявила «Aerosvit» - лидирующая на рынке украинских воздушных перевозок.
Вопреки прогнозам аналитиков, обещавшим, что состоявшиеся в январе 2010 года (впервые после Оранжевой революции 2004 года) президентские выборы неизбежно приведут к дестабилизации внутриполитической обстановки в стране, реальное развитие событий оказалось более оптимистичным, а риск политического противостояния все реже выходит на повестку дня. Сегодня коалиционное правительство, успешно сформированное в марте новым Президентом страны Виктором Януковичем, выражает намерение возобновить переговоры с МВФ по поводу замороженного транша для Украины в размере 16.4 млрд. долларов в рамках достигнутого ранее соглашения, символизируя очередные шаги по пути стабилизации, сообщает «Companies and Markets.
Автор: /ТУРПРОМ/ По материалам зарубежной прессы