Кто заплатит туристам за задержки из-за вулкана?
Благодаря извержению исландского вулкана Эйяфьятлайокудль в понедельник в Европе из-за отмены рейсов застряло порядка 15 тысяч российских туристов. Такую оценку приводит Ассоциация Туроператоров России (АТОР). Каковы правовые последствия таких задержек для туристов, турагентов, туроператоров, авиакомпаний и страховых фирм? Кто из них и за что должен платить? Действуют ли в данном случае фингарантии? Стоит ли туристам надеяться на компенсации? Обязаны ли авиакомпании при таком форс-мажоре поить, кормить и размещать в отелях своих пассажиров? Ответы на эти вопросы попытался выяснить у экспертов корреспондент инфогруппы «ТУРПРОМ».
«По нашим данным, в среднем каждый туроператор столкнулся с проблемой возвращения домой от 100 до 500 своих туристов. Больше всего российских туристов, не имеющих возможности улететь в Россию, скопилось в Чехии, Франции, Германии и Австрии. Много туристов находится в Италии, Великобритании, Голландии и на Кипре», - рассказали в пресс-службе АТОРа. При этом туроператоры организуют автобусное сообщение, в частности, с Чехией, доставляя туда туристов, которые не вылетели, и возвращая обратными рейсами тех, кто в свою очередь не смог вылететь на родину.
Однако на основной вопрос, волнующий туристов, возместят ли им потерянные несколько дней тура, сейчас однозначно ответить сложно. По мнению юристов правовой службы АТОР, поскольку даты тура изменились не по вине туроператоров, возмещать потерянные ночи они не обязаны. Однако если его партнеры возвратят денежные средства за неиспользованное проживание, безусловно, туроператор должен вернуть их туристу.
Аналогичная ситуация и с туристами, желающими расторгнуть договор до начала поездки. Это право никто не оспаривает, однако выплаты будут произведены только за вычетом фактически понесенных расходов, если партнеры не примут решение вернуть часть или полную стоимость за наземное обслуживание.
При этом туроператор может предложить туристам перенести сроки тура или, возможно, даже изменить место пребывания. Здесь ситуация двоякая: если туроператор предлагает внести изменения в тур без доплат со стороны туриста, то отказ туриста от предложенного практически автоматически освобождает туроператора от дальнейших компенсаций, так как в сложившейся ситуации будет считаться, что туроператор сделал все возможное для исполнения взятых на себя обязательств. «Решение же о переносе/изменении тура, за который необходимо осуществить доплату, турист принимает самостоятельно. В данном случае он, безусловно, может требовать от турфирмы возврата денежных средств за несостоявшийся тур, но как говорилось выше, возврат будет произведен за вычетом фактически понесенных туроператором затрат», - подчеркнули в АТОРе.
Что касается возможных попыток туристов получить компенсации по фингарантиям или по страховкам от невыезда, то страховщики заявили однозначно – все задержки и изменения по турам из-за вулкана подпадают под понятие форс-мажора, поэтому компенсироваться не будут. «Определение понятия непреодолимой силы даётся в статье 401 Гражданского Кодекса России, и данное стихийное бедствие полностью подпадает под эту статью. Поэтому это обстоятельство является одним из случаев исключения ответственности сторон», - пояснила Елена Скуратова, управляющий директор по комплексному страхованию в туризме компании «Ренессанс Страхование». «Приобретаемые туристами полисы от невыезда также не покрывают подобные случаи. В сложившихся условиях пассажирам остается надеяться лишь на скорейшее возобновление полетов», - добавил Сергей Худяков, заместитель начальника управления авиационно-космического и морского страхования компании «Росно».
Добавим, что туристы, нежелающие сейчас лететь в Европу, могут отказаться от купленного авиабилета и получить стоимость неиспользованной перевозки. Это предусмотрено правилами оказания услуг воздушного транспорта и Воздушным Кодексом. Однако те туристы, которые не хотят отказываться от запланированных поездок, должны быть доставлены перевозчиком к месту назначения при первой возможности. При этом авиакомпании должны поить, кормить и размещать в отелях туристов, которых они вынужденно не могут вовремя доставить согласно билету. «Независимо от причины задержки рейса, связано ли это со стихийным бедствием, погодными условиями, технической неисправностью, что служит причиной задержки доставки пассажиров, авиакомпания должна обеспечить им комфорт ожидания. Более того, форс-мажор освобождает компании от ответственности за неисполнение обязательств перед своими клиентами, но не от исполнения этих обязательств», - сообщил Георгий Мохов, гендиректор юридического агентства «Персона Грата». Как особо подчеркнул эксперт, это касается пассажиров как задержанных рейсов, так и отмененных. «Авиакомпания не имеет права расторгнуть договор с пассажиром в одностороннем порядке, если тот не нарушал правил перевозки. Поэтому многочисленные рейсы, получившие в последние дни на табло аэропортов статус «отмененных», не снимают с авиакомпаний обязанностей накормить туристов, предоставить им кров, а также доставить до места назначения при первой же возможности», - добавил собеседник.
Однако если стоимость билета или его части авиаперевозчиком туристу возвращена, то договор перевозки считается расторгнутым, и никаких обязанностей перед пассажиром авиакомпания больше не несёт. «В сегодняшнем случае закрытия неба над Европой пассажирам, там застрявшим выгоднее оставаться на «попечении» авиакомпании», - добавил Георгий Мохов, - ведь полученные за аннулированный билет деньги их не спасут, т.к. мест на альтернативно транспорте давно нет, а гостиницы вокруг аэропортов переполнены. Поэтому лучше ждать, пока авиакомпания сама решит проблемы пассажиров».
Авторы: Александр Гордиец Ратмир Романов