Монастир на двоих
Передел рынка авиаперевозок на популярных туристических направлениях, начавшийся с монополизации маршрутов из Москвы в Ираклион (Крит) и Ларнаку (Кипр), продолжился на тунисском направлении. Авиакомпания «Трансаэро», имеющая статус «назначенного перевозчика» по Монастиру, дала разрешение на выполнение чартеров из Москвы на этот тунисский курорт только одному стороннему перевозчику – авиакомпании «Глобус», хотя желающих было явно больше. Главная же интрига ситуации заключается в том, что один из крупнейших туроператоров по Тунису – компания «Пегас Туристик», открыла и вовсю ведёт продажи туров в Тунис с перелётом на рейсах собственной авиакомпании «Nord Wind», которая разрешений на полёты в Монастир не имеет. Приведёт ли передел авиационного рынка к переделу туристического на тунисском направлении, попытался выяснить корреспондент инфогруппы «ТУРПРОМ».
Так, на запрос редакции инфогруппы «ТУРПРОМ» по поводу полётов в Монастир, авиакомпания «Трансаэро» выслала следующий официальный ответ: «Авиакомпания «Трансаэро» с 2008 года является назначенным и имеющим допуск регулярным перевозчиком от России на маршруте Москва – Монастир. В соответствии с приказом Минтранса России №92 от 17 июня 2008 года, авиакомпании, которые хотят выполнять чартерные рейсы, должны проводить процедуру их согласования с назначенными регулярными перевозчиками. Вместе с тем никогда ранее этот приказ не применялся на высокоемкостных туристических направлениях повышенного спроса. «Трансаэро» была полностью согласна с существовавшим положением дел.
Однако перед началом летнего сезона 2010 года, что было полной неожиданностью для «Трансаэро», требования этого приказа, стали распространяться и на массовые туристические направления. Так, от «Трансаэро» потребовали согласования ее чартерной полетной программы на линии Москва – Ларнака, которую компания на круглогодичной основе выполняет уже в течение четырех лет и является крупнейшим российским перевозчиком на данном направлении. В результате рассмотрения вопроса в Росавиации по требованию регулярного авиаперевозчика – «Аэрофлота» заявка «Трансаэро» была удовлетворена лишь наполовину.
«Трансаэро» считает, что правила применения приказа №92 должны быть одинаковыми для всех перевозчиков. Поэтому, естественно, она также требует согласования с ней полетов по маршруту Москва – Монастир от других авиакомпаний. При этом «Трансаэро» как назначенный перевозчик намерена выставить на данной линии максимальные провозные емкости. Сделано это будет в том числе и за счет тех емкостей, которые высвободились вследствие ограничения полетной программы «Трансаэро» в Ларнаку. На летний период 2010 года «Трансаэро» согласовала на маршруте Москва – Монастир полеты авиакомпании «Глобус».
Таким образом, этим летом на Монастир из Москвы сможет летать только 2 российских перевозчика – «Трансаэро» и «Глобус» (чартерная дочка «Сибири»), и «Пегасу» придётся брать блоки на этих авиакомпаниях, отказавшись от своего главного конкурентного преимущества – полетов на собственных «крыльях» по низким ценам. В самом туроператоре пока не смогли внятно прокомментировать сложившуюся ситуацию, хотя на сайте компании продаваемые туры в Тунис значатся с перелетом именно на собственной а/к «Nord Wind». Впрочем, пока сохраняется и другая интрига – в скором времени под Монастиром должен открыться новый аэропорт, однако как в связи с этим поменяется перевозка – пока неясно. Скорее всего, все авиакомпании переведут в новый порт, но пока совершенно непонятно – сохранит ли при этом «Трансаэро» монополию на оба аэропорта или только на новый.
«В этом сезоне все рейсы будут прилетать в новый аэропорт, который построили турки между Монастиром и Суссом. Как раз туда и будет летать авиакомпания «Трансаэро» и ряд других региональных авиаперевозчиков России. Но можно ли будет «Пегасу» без разрешения «Трансаэро» летать в старый аэропорт – неясно. Что касается альтернативы по прилету в столицу страны, то для «Пегаса» это не вариант из-за долгого трансфера, так как его основная отельная база находится в районе Сусса, а это порядка 3.5 часов на автобусе от аэропорта Туниса», - считает Александр Туголуков, гендиректор туроператора «Библио-Глобус».
Добавим, что альтернативной перевозки в Тунис этим летом будет немного. По оценкам Бен Фредж Каиса, руководителя тунисской туркомпании «Elite Travel», вероятнее всего в этом сезоне из Москвы на о.Джербу один раз в 2 недели будет летать тунисская авиакомпания «Nouvel Air», она же будет выполнять 3 еженедельных рейса в Монастир из Питера. На этот же курорт из Санкт-Петербурга по одному разу в неделю будут летать «ГТК Россия» и «Трансаэро». «В общем, заявленный объём кресел на Тунис сопоставим с прошлогодним и превышает его на незначительное количество в 200 кресел», - считает эксперт.
Авторы: Александр Гордиец П. Шариков