Санатории просят у чиновников рекламную поддержку
Организовать рекламную кампанию по продвижению и рекламе санаторно-курортного продукта России внутри страны и заграницей предлагают регулятору рынка участники круглого стола «Что ждет российскую санаторно-курортную систему? Две тенденции: борьба за выживание или полноценная работа на здоровье россиян», который прошёл накануне. На встрече также поднимался крайне болезненный для отрасли вопрос отсутствия системы государственного заказа на оказание санитарно-курортных услуг российским туристам, а также вопрос отсутствия достаточной нормативно-правовой базы.
«Турбизнесу и отрасли в целом санитарно-курортный продукт очень интересен, так как он является по-настоящему перспективным. Ведь не везде в России есть море или горы для отдыха, но практически в каждом регионе нашей страны имеется серьёзные природно-лечебные ресурсы, начиная от Камчатки и заканчивая курортами КавМинВод», - пояснил Сергей Шпилько, президент Российского Союза Туриндустрии (РСТ). Помимо прочего, как подчеркнул эксперт, данный сегмент показал свою высокую кризисоустойчивость. Так, например, в то время как большинство сегментов туризма в прошлом году показывали спад, сегмент санаторно-курортного отдыха по количеству туристов практически не просел, и большинство здравниц продолжали показывать 100% загрузку. «Причина проста - этот турпродукт менее зависим от уровня доходов населения. И если туристические власти не на словах, а на деле ищут точки роста отрасли, то это именно сегмент санаториев», - пояснил собеседник.
Действительно, в последние годы санатории постепенно росли. Так, с 2002 года их общая ёмкость выросла на 75 тыс. койкомест, что является очень серьёзной цифрой. «Но это не значит, что этому комплексу не надо помогать. Проблем у них с каждым годом становится всё больше, а преференций всё меньше. То есть в первую очередь нас беспокоит, что с одной стороны сворачивается социальная программа по долечиванию населения, а санаторно-курортного комплекс только под эти цели создал порядка 25 тыс. мест. С другой стороны у них происходит крайне интенсивный рост издержек: только одна коммуналка выросла на 20%, повысились налоги на землю и имущество. Именно этого могут и не выдержать большинство санаториев», - считает Сергей Шпилько. К тому же сейчас практически не работает программа по налоговому вычету с физических лиц, а если распространить данную практику на все услуги санаториев, а не только на лечение, то это привлекло бы в отрасль существенные дополнительные средства, добавил собеседник.
Что касается турпотока из заграницы, то в российские санатории иностранные туристы едут, но и количество пока не превышает 100 тыс. человек в год, а их доля от общего числа отдыхающих не превышает 9%. Тем не менее, в 2008 году из СНГ в санатории России приехало 45 тыс. туристов. «Почему к нам едет так мало иностранцев? Такой вопрос резонно задать Министерству здравоохранения, которое ни копейки не выделяет на некоммерческую рекламу лечения в России, а той рекламы, которую делает РСТ, естественно недостаточно», - считает Сергей Шпилько. Более того, практически весь турпоток из стран Скандинавии, Израиля и ближнего зарубежья, приезжающий в наши санатории – это «самоходный» поток туристов. Вторая причина невысокого турпотока – дороговизна лечения. «Сегодня санаторно-курортное лечение воспринимается россиянами как роскошь. Мы провели анализ цен на подобные услуги в зарубежных странах. Наши санатории готовы лечить людей намного дешевле. Но эта система не может развиваться без государственного вмешательства. Поэтому сейчас мы завершаем разработку концепции развития курортно-санаторной отрасли», - заявил Владимир Казаков, заместитель начальника Главного медицинского управления Управделами Президента РФ.
Автор: Роман Медведев