Аукцион «Аэрофлота» среди туроператоров: его плюсы и минусы
Электронные торги билетов Аэрофлота
01.03.2010  00:09 8006

Аукцион «Аэрофлота» среди туроператоров: его плюсы и минусы

В прошедшие четверг и пятницу впервые на российском туррынке проходили электронные торги «Аэрофлота», посредством которых перевозчик решил реализовать туроператорам блоки мест на своих рейсах на предстоящий летний сезон. При этом участники торгов неоднозначно оценили их результаты, как и само начинание «Аэрофлота».

Всего было выставлено 210 тыс кресел по 23 туристическим направлениям, причем исключительно на регулярных рейсах. К аукциону было допущено 29 туроператоров. При этом требования к ним были довольно жёсткие: для допуска к торгам туроператор должен был внести возвращаемый депозит в размере 0.5% от стоимости лота, что составляло от 0.5 млн до 1.5 млн евро, а в случае победы депозит увеличивается до 10%.

Наиболее ожесточенная борьба развернулась между туроператорами за кресла на массовых пляжных направлениях. Например, изначальная цена кресла на рейсах в Гавану (580 евро) поднялась до 805 евро. До ночи проходила «битва» за кресла на Барселону. Но рекорд поставило совсем непляжное направление – Карловы Вары, где цена за 38 шагов аукциона взлетела с €240 до заоблачных высот в 610 евро за одно кресло. Были и направления-аутсайдеры, где «Аэрофлот» реализовал гораздо меньше авиабилетов, чем планировал: например, Париж, по которому более половины выставленных на торги кресел так и остались нереализованными. Аналогичная история произошла и с Афинами.

Напомним, что раньше взаимоотношения между перевозчиком и туроператорами строились исключительно на договорных началах. В представленном нововведении туроператоры видят как плюсы, так и минусы. Корреспондент инфогруппы «ТУРПРОМ» попытался выяснить эти нюансы у первых лиц туроператорских компаний:

- Владимир Воробьёв, президент туркомпании «Натали Турс»: «К плюсам я бы отнёс то, что у игроков на туристическом рынке появился равноправный доступ к ресурсам национального авиаперевозчика. Главный же отрицательный момент тот, при такой схеме весь бизнес сводится лишь к неким формальностям. В таком случае отношения между туроператором и авиакомпанией нивелируются. В тоже время я бы отметил тот факт, что авиакомпания «Аэрофлот» перестала играть для туроператоров ключевую роль в перевозке, как это было раньше. Многие операторы и в том числе и наша компания, сотрудничают в перевозке с различными авиакомпаниями, а «Аэрофлот» способствует увеличению у игроков ассортимента по нужным им направлениям».

- Ирина Петрова, гендиректор туркомпании «Солвекс-Трэвэл»: «Прежде всего, стоит сказать, что торги действительно состоялись и удались. А чёрт оказался не так страшен, как его малюют. Более того, было очень интересно наблюдать за самим процессом торгов. Главным же недостатком первого аукциона можно назвать отсутствие дифференциации в ценах на большие и малые лоты, что просто нелогично. Т.е., небольшие и крупные блоки мест на одном и том же рейсе перевозчик выставлял по одинаковой цене. В итоге в целом авиабилеты туроператорам достались несколько дороже, чем их реально оценил бы рынок».

- Людмила Пучкова, президент туркомпании «Ланта-тур вояж»: «В целом я могу положительно охарактеризовать прошедшие торги. В принципе операторов устраивало всё - и предложения и цены, хотя нюансы есть. Например, на ряде направлений перевозчик мог бы сделать лоты более мелкими, а на других - покрупнее. Но в итоге все желающие в целом взяли себе необходимое количество мест, и объемы у туроператоров на основных направлениях фактически остались в прежних рамках».

- Инна Бельтюкова, гендиректор туркомпании «Капатал Тур»: «Электронные торги - беспрецедентная форма взаимодействия между туроператорами и авиакомпанией. По многим направлениям предложений по квотам соответствовали реальному спросу, но на некоторых направлениях, таких как Куба и Барселона, спрос на блоки мест был выше, чем предложенное количество мест. При этом по ряду других направлений торги вовсе не состоялись из-за отсутствия спроса или завышенной изначальной цены. В любом случае, об успешности такого вида взаимодействия между перевозчиком и туроператорами можно будет судить не раньше окончания летнего сезона».

Авторы: Александр Гордиец Александр Гордиец П. Шариков

Подписаться на новости