В Хорватию туристы больше ехать не хотят: в стране зафиксировали небывалый рост цен для отдыхающих
07.02.2025  08:10 306

В Хорватию туристы больше ехать не хотят: в стране зафиксировали небывалый рост цен для отдыхающих

Хорватия проигрывает конкурентам — туристы больше не хотят ехать в эту страну, а всё потому, что в ней зафиксировали небывалый рост цен для отдыхающих. Причем по непонятным причинам — ни стоимостью энергоносителей, которая является самой низкой в еврозоне, ни размером НДС, ситуацию оправдать нельзя. Умерить аппетиты, как пишет хорватская пресса, отелям предложил даже премьер-министр Хорватии Андрей Пленкович. Но удастся ли им это?

На правительственном совещании председатель Хорватского национального банка (HNB) Борис Вуйчич заявил, что за последние три года наибольший вклад в инфляцию внесли цены на услуги, рост которых был «значительным и устойчивым», особенно в сфере гостеприимства и размещения. Причем рост цен на туристические услуги в Хорватии на протяжении нескольких лет происходил значительно быстрее, чем в странах-конкурентах, достигая около 50% по сравнению со средним показателем в 15–20% в странах Средиземноморья. Туристы отреагировали и проголосовали против, предпочитая куда более популярные Грецию и Испанию. Причем это касается даже самих хорватов, что отдельно возмутило власти. И в итоге минувший туристический сезон ознаменовался стагнацией ночевок иностранных туристов и снижением доли Хорватии на рынке средиземноморского туризма.

Это подтвердил и министр туризма и спорта Тончи Главина — он сообщил о снижении числа прибытий и ночевок из ключевых рынков, таких как Германия, Австрия, Чехия и Италия. Причем в третьем квартале 2024 года — самом важном периоде — доходы от иностранных туристов были на 0,7% ниже, чем за тот же период 2023 года. При этом он отметил, что не так давно, в 2016 году цены на проживание и рестораны в Хорватии были на 64% ниже, чем во Франции, и на 46% ниже, чем в Италии. Но уже в 2023 этот разрыв сократился до 20%. А Грецию Хорваты и вовсе обогнали. В итоге — во всём регионе рост туристов, кое-где зашкаливающий, а в Хорватии — тишина и стагнация.

Далее министр подчеркнул, что в 2025 году основное внимание должно быть уделено повышению ценовой конкурентоспособности хорватского туризма и обеспечению лучшего соотношения цены и качества. Тем более, что в ближайшем будущем на ключевых для Хорватии рынках именно общая стоимость станет фактором, влияющим на выбор направления.

«Быть реалистами» и не считать, что туристическое предложение Хорватии не настолько превосходно, чтобы оправдать более высокие цены, чем в Греции, Испании или Португалии» призвал и вице-премьер и министр финансов Марко Приморац.

В свою очередь, Томислав Файн, президент Ассоциации хорватских туристических агентств (UHPA) отметил, что, несмотря на снижение, НДС на туризм остается выше, чем в странах-конкурентах. А Велько Остоич, директор Хорватской туристической ассоциации (HUT), представляя анализ эффективности гостиничного бизнеса в условиях инфляции, заявил, что и отельерам несладко: в период с 2019 по 2024 год гостиничный сектор достиг среднегодового роста выручки на 7,9%, тогда как расходы увеличились на 9,6% в год. Причем прибыльность гостиничного сектора ухудшилась в 2023 и 2024 годах, поскольку рост заработной платы оказал наибольшее давление на издержки. Он также уверил, что отельеры «не устанавливают цены произвольно». Так что что делать, пока никто, похоже, не понимает.

Тем временем в Турции, высокие цены которой стали уже «притчей во языцех» - некоторые предлагают решить проблему проще. И избавиться от «дешевых» туристов. Минимально возможные расходы туристов во время отпуска должны составлять не меньше 1.3 тыс. долларов на человека, заявила Оя Нарин, президент Турецкой ассоциации инвесторов в туризм (TTYD). «Мы поставили цель в 132 миллиарда долларов к 2032 году. Чтобы добиться устойчивого туризма, нам необходимо найти направления, ориентированные на более квалифицированных и обеспеченных туристов», - заявила она. Типичный «пляжник», «наскребающий» на «бюджетное всё включено» Турции, похоже, больше не интересен.

Последствия предугадать немудрено. среднестатистический турист вовсе не рад попыткам выдоить его досуха. Кое-где завышенные цены уже начали вызывать протесты и призывы к бойкоту. «С такими ценами в Турции в 2025 году не будет туристов!» - заявил один из таких туристов, который получил ошеломивший его счет за коктейль водка+кола в одном из заведений Мармариса. Британский турист возмутился тем, что водка и кола уже стоят 15 фунтов стерлингов и «можно съездить в Дубай по той же цене». Далее он призвал не ездить на турецкие курорты.

Что практика «больше доить и меньше кормить» туриста себя не оправдает кое-кто понимает даже в самой Турции. Там тоже прозвучали призывы бойкотировать рестораны и другие предприятия, которые «зарвались», поднимая цены, к этому призвал даже президент Ассоциации туристических отельеров и операторов Денизли (DENTUROD) Гази Мурат Шен. Он рекомендует туристам «занять сознательную позицию против предприятий, которые устанавливают завышенные цены, и, при необходимости, реагировать бойкотом» Иначе, по его словам, имиджу отдыха в Турции будет нанесён непоправимый ущерб. Причем он заявил, что только плата за ужин в больших городах или туристических зонах «иногда может превышать отпускной бюджет». «Такая ситуация не только усложняет повседневную жизнь граждан, но и серьезно наносит ущерб туристическому потенциалу нашей страны», - заявил г-н Шен.

➔ Смотрите новости на смартфоне? Подпишитесь на новости от Турпрома в Google News (в браузере ХРОМ): это свежие новости о туризме, лучших ценах на туры и билеты, здоровье, технологиях, жизни знаменитостей, еде и рецептах, астрологические прогнозы, лайхаки о саде и огороде, и многое другое! Также рекомендуем подписаться на наш Канал новостей в Telegram.   

Автор: Яна Вараксина

Подписаться на новости