30.05.2005 19:33
2306
Тикетинговая сертификация отменена: плюсы и минусы.
Как стало известно инфогруппе «ТУРПРОМ», министр транспорта РФ Игорь Левитин 26 мая подписал приказ, отменяющий распоряжения ФАВТ об обязательной сертификации деятельности по бронированию и продаже авиаперевозки. Туристическая общественность во главе с РСТ достаточно долго боролась за отмену этой сертификации. В результате была одержана победа. Пресс-служба Минтранса так прокомментировала корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» данное решение: «идя на встречу пожеланием бизнес сообщества, Минтранс принял эту беспрецедентную меру из соображений облегчения работы рыночных механизмов». Однако чувства у участников тикетингово рынка по поводу одержанной победы оказались двойственными.
Так, Игорь Голубев, гендиректор компании «Туринфо Группа-РФР» (объединяющей сеть турагентств и авиакасс) подчеркнул в интервью нашему корреспонденту, что помимо отрицательных черт, сертификация играла и положительную роль для рынка, выполняя на нем регулирующую функцию по аналогии с лицензированием в туризме. Геннадий Логачев, гендиректор компании «Параисоль-Классик» согласился с мнением коллеги и даже был более категоричным: «это негатив, отмена сертификации повлечет за собой те же последствия в тикетинговом бизнесе, что и отмена лицензирования в туризме». Т.е. рынок будет открыт для любых компаний, в том числе и недобросовестных. Например, известно немало случаев, когда ворованные бланки билетов всплывали в небольших авиакассах, готовых на них «срубить» деньги и после - перебраться в другое место. А ведь для получения сертификации агентству фактически нужно было на деле соответствовать лишь требованиям ТКП или IATA. Причем на самом деле, компании, имеющие сеть из авиакасс могли получать один сертификат на все точки (при условии, что каждая из точек соответствует сертификационным правилам).
Каковы же отрицательные стороны ставшего уже бывшим сетрифицирования? Как пояснил Игорь Голубев, самым отрицательным моментом в нем была порочная практика монополизации процесса самого сертифицирования. Даже для московских компаний получение сертификата растягивалось на много недель, регионам же приходилось еще тяжелее – помимо волокиты они несли существенные дополнительные расходы, т.к. были вынуждены приглашать к себе (и оплачивать) услуги московских экспертов. Но если сама по себе стоимость сертификата не является непосильной ношей для тикетинговых компаний, даже мелких, то стоимость затрат для выполнения сертификационных требований может составить очень приличную сумму (прежде всего – это договоры на пожарную сигнализацию, охрану, тревожную кнопку, засыпной сейф и т.п.). Именно по этой причине большинство мелких авиакасс не прибегали к сертифицированию – слишком не подъемными оказывались подготовительные расходы. Кстати, сертификат иногда являлся орудием и в конкурентной борьбе, и выполнял роль кнута власть предержащих против неугодных компаний – наказание за работу без сертификата было очень жестким. Думается, что всем нам памятен случай с закрытием туристической сети «Би плюс», которую как раз и обвинили в торговле авиабилетами без соответствующего на то сертификата.
Автор: