02.03.2009 21:38
2026
Сценарии развития туристического рынка России в условиях кризиса
Различные сценарии развития туристического рынка России в условиях кризиса обсуждались в последний день зимы на заседании Комитета по предпринимательству в сфере туризма, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности Торгово-промышленной палаты России (ТПП). Данный доклад был подготовлен Юлией Рыбаковой, исполнительным директором Северо-Западного отделения РСТ.
Так, согласно оптимистичному прогнозу, в этом году в России произойдет снижение спроса на туры на 15-20%. Однако это не окажет сильного влияния на рынок в целом, возможно турфирмы смогут заполнить данный финансовый пробел уменьшением каких-либо расходов, считают эксперты. При этом объемы туррынка могут сохраниться на уровне 2007-2008 года.
Согласно же пессимистичному сценарию, падение рынка составит как минимум 35-40%. При этом последствия для рынка будут куда более серьезные, в том числе возможно сокращение количества игроков на 10-15%. Некоторые туроператоры давно работают в минус, но за счет наращивания оборотов и привлечения дешёвых кредитов большинству из них удавалось оставаться на плаву. Однако, как считают эксперты, при 35-40% падении рынка покрыть их убытки будет нечем.
Каковы, по мнению экспертов, возможные стратегии и модели поведения участников туристического рынка в условиях экономического кризиса? Прежде всего, считается, что кризис «почистит» ряды туристической отрасли: возможно произойдёт консолидация крупных игроков и вытеснение мелких. Основные 10-15 направлений массового отдыха станут контролироваться 5-10 основными игроками. Впрочем, средние и небольшие компании смогут выжить за счёт более гибкой политики и мобильности. Также все эксперты сходятся во мнении, что «играть» в демпинг для завоевания рынка теперь вряд ли кто решится. В тоже время кризис задержит приход в Россию крупных иностранных игроков, и у российского турбизнеса появится время, чтобы по-настоящему встать на ноги. Любопытно, что кризис внесёт также и корректировку в маркетинговые инструменты и бюджеты турфирм. Так, ожидается дальнейшее перетекание рекламных бюджетов в интернет, туркомпании сократят в той или иной форме свое участие в выставках, а предпочтение ими будет отдаваться небольшим деловым встречам, воркшопам и семинарам.
Попытались описать эксперты и модели поведения потребителей. Часть специалистов считают, что для современного человека путешествия стали образом жизни и он уже никогда не откажется от отдыха. Однако кризис повлияет на психологию поведения туриста: прежде всего туры будут покупаться в последний момент, т.е. для турфирм существенно уменьшится глубина продаж. Спрос также сместиться на самые дорогие и самые дешёвые туры, при этом потребителями будет отдаваться предпочтение путешествиям на более короткие расстояния, отчего должен выиграть внутренний туризм. Эксперты также считают, что в условиях кризиса непременно произойдёт усиление тренда индивидуализации в формировании, заказе и покупке туристических услуг потребителями.
Автор: