25.12.2008 19:00
1450
Фингарантии дошли до неба
Для авиакомпаний Минтранс на примере туристического рынка хочет ввести финансовые гарантии их гражданской ответственности. Сами перевозчики, естественно, выступают категорически против таких планов, а представители турбизнеса приводят как отрицательные последствия такого решения для туррынка, так и положительные.
Так. по данным газеты «Ведомости», в эту субботу министр транспорта Игорь Левитин соберет у себя представителей крупнейших авиакомпаний России — «Аэрофлота», «Трансаэро», «Сибири», «Ютэйр» и «Волга-Днепра». Руководитель министерства хочет обсудить с ними вопросы «обеспечения стабильности на авиарынке» и усиления «государственного контроля за финансовой деятельностью авиаперевозчиков», говорится в письме Минтранса авиаторам. К письму приложены проект поправок в приказ Минтранса о сертификации авиакомпаний и пояснительная записка. В них говорится, что Минтранс и Росавиация намерены потребовать от перевозчиков предоставить финансовое обеспечение (депозит, банковскую гарантию или страховку), которое позволит даже в случае отсутствия доходов от перевозок осуществлять деятельность в течение трех месяцев. Кроме того, ведомства хотят разработать методику оценки финансово-экономического состояния авиаперевозчиков. Она должна включать анализ активов и пассивов, соотношения заемных и собственных средств, расходов и себестоимости, ликвидности и проч. При этом поправки предполагают, что Росавиация должна получить право в любой момент анализировать финансы авиакомпании и в случае нарушения установленных нормативов приостанавливать или даже аннулировать сертификат эксплуатанта (базовый документ, необходимый авиакомпаниям для осуществления перевозок).
Авиаторам предложения Минтранса и Росавиации не понравились. Очевидно, что разработчики поправок пытаются защитить права пассажира, говорится в письме заместителя гендиректора «Аэрофлота» Михаила Полубояринова президенту Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Евгению Чибиреву. Но требования в поправках не содержат конкретных требований к перевозчикам. А банковскую гарантию или депозиты авиакомпании не потянут, продолжает Полубояринов. Ведь «Аэрофлоту» на эти цели нужно $1.3 млрд. «Полным нонсенсом» называет требование финансовых гарантий и гендиректор «Ютэйр» Андрей Мартиросов. Его компании придется искать для этого 10 млрд руб. Если поправки вступят в силу, авиакомпании начнут останавливаться одна за другой, прогнозирует Мартиросов: у перевозчиков нет лишних денег.
Ситуация на авиарынке ухудшается, парирует представитель Минтранса. Нельзя больше допускать массовой задержки рейсов, как это было с альянсом «Эйрюнион». В итоге и чиновники, и другие компании в авральном режиме спасали застрявших в аэропортах пассажиров. Новые правила должны вступить в силу к летнему расписанию 2009 г., уточняет он.
«Очевидно, что такие фингарантии авиакомпаниям обойдутся недешево. И естественно, что эти затраты будут переложены на плечи потребителей, т.е. авиаперевозка в стране подорожает. Хотя на сколько – пока прогнозировать трудно. Это плохая новость для туррныка, но возможно для туркомпаний эти меры принесут и положительные моменты», - считает Алексей Молоканов, гендиректор авиаброкерской компании «RCC». Прежде всего, благодаря авиационным фингарантиям возможно наступит так давно вожделенное туррынком перераспределение ответственности между авиакомпаниями и туроператорами в более справедливую сторону. Ведь пока за задержки перевозчиков в основном «отдувается» именно турбизнес. Однако уже летом, возможно, здесь произойдут некоторые изменения...
Автор: