19.11.2008 01:20
1658
На болгарском направлении возникла оппозиция
Сентябрьское решение консульства Болгарии о переходе на работу с туроператорами через визовый центр спровоцировало на этой недели настоящий скандал на рынке. Дело в том, что консульство разделило туроператоров на крупных и всех прочих, предоставив первым эксклюзивное право оформлять визы напрямую, и отослав остальных игроков направления в визовый центр (см. ленту новостей от 09.09.08). Списки допущенных к консульству были опубликованы в конце прошлой неделе. При этом отлученные туроператоры, возмущенные таким подходом, организовали собрание, на котором приняли открытое обращение к болгарской дипмиссии с требованием пересмотреть несправедливые с их точки зрения условия получения виз. Более того, все как один они наотрез отказались пользоваться услугами визового центра.
В истории российского турбизнеса это беспрецедентный случай: открыто наперекор решению иностранного консульства отважились выступить сразу 14 туроператоров: МТК «Спутник», «НТА Групп», «Бравый турист», «Диал-Тур», «Турбазар», «Мириада», «Морская звезда», «Адамас», «АДМ Солар», «Астера», «Дельта», «Грандтурист», «Андромеда» и «Континент Тур», образовав своеобразную оппозицию. Учитывая, что собрание проходило в офисе МТК «Спутник», полный текст принятого туроператорами обращения озвучен на портале «ТУРПРОМ» в рубрике «Пресс-центр» от лица Юлии Ефимовой, директора по развитию «Спутника». Прочитать его можно по данной ссылке.
В нём собравшиеся туроператоры обвиняют болгарскую дипмисию в нарушении антимонопольного законодательства РФ, Болгарии и ЕС, а также договора на аккредитацию, туроператоров из «привилегированного» списка – в нарушении российского закона о рекламе, а индийский визовый центр «VFS» - в монополизме на рынке визовых услуг. Все обвинения подкреплены в документе множеством аргументов.
Так, по мнению подписавших документ, дифференциация турфирм ущемляет права большинства туроператоров. Прежде всего потому, что оформление виз посредством услуг визового центра предполагает увеличение их стоимости на 1000 руб. Брать на себя эту разницу не вошедшим в консульский список туроператорам - означает нести колоссальные убытки. А включать разницу в стоимость тура — означает для них потерю клиентов. Более того, для этих туроператоров теперь стало практически невозможно попасть в консульство для обсуждения естественно возникающих вопросов, например по срочному исправлению ошибок в визах.
Если ситуация не будет урегулирована, оппозиция предрекает вынужденный уход с болгарского направления большинства не вошедших в консульский список туроператоров, чей совокупный объем, по их оценкам, составляет не менее 50% от всего российского турпотока в Болгарию. «МТК «Спутник» принципиально не подавала документы на переаккредитацию, хотя практически с самого основания компании, которой в этом году исполнилось 50 лет, наша работа была во многом связана именно с Болгарией. Поэтому наряду с другими компаниями, участвующими в собрании, мы отказываемся принять навязываемые рынку унизительные и некорректные условия функционирования. Подобная ситуация неприемлема для нас и мы надеемся на скорейшее ее разрешение в рамках закона и принципов взаимоуважения участников рынка», - прокомментировала корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» открытое письмо коллег Юлия Ефимова.
В тоже время туроператоры, получившие аккредитацию в консульстве, не считают сложившуюся ситуацию с разделением турфирм несправедливой и опасной для рынка. «Прежде всего очевидно, что консульство не может бесконечно расширять свои возможности по обработки документов на визы. Именно для этого и был подключён к этому процессу визовый центр. Что касается предоставления крупным компаниям прямого доступа к консульству, то это вполне объяснимо как с практической стороны, так и с эмоциональной. Именно крупные компании являются наиболее технологичными на рынке, поэтому лишь с ними консульство может быть уверено в выполнении туроператорами всех требований по необходимому формату подачи документов на визы. Во-вторых, эти преференции можно рассматривать как некоторую компенсацию за повышенные риски, которые крупные фирмы несут по сравнению с остальными участниками рынка. По моему, это справедливо», - считает Ирина Петрова, гендиректор компании «Солвекс-тревел».
Инфогруппа «ТУРПРОМ» будет следить за развитием данной ситуации. В ближайшем новостном выпуске мы планируем опубликовать комментарии юристов об обоснованности выдвигаемых оппозицией требований к консульству, а также осветить позицию общественных объединений турбизнеса, и самого консульства. К слову сказать, во вторник получить комментарии от представителей дипмиссии, а также Центра промышленности при посольстве Болгарии не удалось: с одной стороны нам в комментариях не отказывали, но с другой – их и не давали. Надеемся, что в среду позиция дипломатов изменится...
Автор: