Социологи: туризм в России после коронавируса обвалится минимум на 50%
Туризм, в составе всех прочих отраслей «досуга и развлечения», рискует «обвалиться» примерно вполовину после эпидемии коронавируса – такой прогноз дали эксперты BCG и социологической службы «Ромир» в своем исследовании, посвященном российскому рынку на фоне пандемии. Перспективы «туманны», но мрачны – интерес к путешествиям уцелеет разве что в более состоятельном сегменте, со стороны которого можно рассчитывать на отложенный спрос – согласны с этим и эксперты туррынка.
В целом пессимизм преобладает безоговорочно – согласно данным Ромир, 75% респондентов настроены пессимистично относительно будущего российской экономики и ожидают наступления рецессии, а 40% не уверены и в устойчивости своего финансового положения. При этом поездки и развлекательные мероприятия попали у граждан в ТОП-5 по рискам заражения. А до 50% россиян заявили, что будут экономить буквально на всем – не только на электронике и развлечениях, но даже на продуктах питания.
Соответственно, в категориях услуг, относящихся к сфере развлечений и путешествий, отмечается наиболее сильное падение, отмечают в Ромир. Причем в качестве основной причины до 60% респондентов называются страх попасть на принудительный карантин и страх заболеть. В итоге в целом меньше тратить на организацию досуга и отдыха, в том числе поездки, предполагают 46% опрошенных Ромир.
«Перспективы туризма пока что туманны. Всё зависит от длительности эпидемии, от того, не будет ли её второй волны, от скорости разработки и массового внедрения вакцины, от ситуации в экономике, от решений правительств стран по поводу открытия приёма туристов из России, карантинных правил», - оценил ситуацию корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Александр Казин, глава турагентства «Ингостур» и совладелец отеля в Крыму. Он также не исключил отрицательного влияния на спрос возможных попыток авиакомпаний и отелей покрыть свои убытки за счёт существенного роста цен.
При этом эксперт видит следующие основные тенденции, которые проявятся на туристическом рынке в «посткарантинную» эпоху:
- Резкое сокращение спроса на недорогие туры. Именно по этому слою населения кризис ударит сильнее всего. Также многие не получат отпусков после самоизоляции. Как следствие - сокращение общего количества туристов.
- Роста числа прямых продаж отелей. Это связано как с желанием туристов, так и отелей не отдавать части стоимости поездки туристическим компаниям (хотя для туристов на самом деле экономии в этом не будет), а также из-за опасений туристов по поводу надёжности туроператоров. Нынешняя позиция туроператоров и авиакомпаний с фактической заморозкой всех возвратов пугает туристов, да и турагентов. В случае банкротств туроператоров может произойти изменение законодательства с переходом туризма на расчёты через эскроу-счета как в строительстве.
- Средний чек за тур вырастет. Люди более состоятельные продолжат путешествовать. В этом сегменте сильной экономии эксперт не ждёт, т.к. психологически после всей этой истории многие захотят сменить обстановку, прийти в себя. Именно в этом сегменте и стоит ожидать основной отложенный спрос.
- Увеличится доля туров, куда можно добраться на автомобиле с бронированием только проживания.
- Будут меньше покупать экскурсионных туров. Превалировать будут чисто пляжные туры.
- Уменьшится глубина бронирований.
- Сократятся расходы компаний на поездки сотрудников.
- Туристические компании сократят штат, расходы на аренду. Всё больше сотрудников будут работать удалённо, по временным контрактам или сдельно.
➔ Смотрите новости на смартфоне? Подпишитесь на новости туризма от Турпрома в Google News: это свежие идеи для путешествий, туристические новости и подборки по распродажам туров и авиабилетов! Либо подпишитесь на канал туристических новостей на ЯНДЕКС.ДЗЕН
Автор: