АТОР: меры поддержки туриндустрии пока фактически бесполезны
14.04.2020  15:11 10022

АТОР: меры поддержки туриндустрии пока фактически бесполезны

Туриндустрия оправится от «нокдауна» коронавируса, но это займет в среднем 6-8 месяцев после восстановления нормальной жизни и снятия карантинных ограничений. Однако пока никто не может предсказать, когда и как это произойдет. Пока есть надежда, что в России туризм заработает к июлю, но Европа, вероятно, откладывается до сентября. При этом принимаемые государством меры поддержки туриндустрии пока фактически бесполезны. Тем не менее, большая часть крупных туроператоров испытание выдержит. Таков примерный прогноз Ассоциации Туроператоров России (АТОР), озвученный на пресс-конференции во вторник исполнительным директором ассоциации Майей Ломидзе. Однако если туристы массово предъявят через суд требования к возврату денег за несостоявшиеся туры - то туроператоры могут не и выдержать. Однако утверждение АТОРа о том, что выигрыш туриста в суде не гарантирован, юристы подвергли критики как несоответствующее действительности.

«Все задают вопрос, как будет выглядеть туризм после коронавируса. Пока сложно сказать, что будет – неясна очередность открытия зарубежных стран, неясно, что будет внутри страны. Среди более-менее понятного очевидно лишь одно – что Россия, скорее всего, откроется раньше. Все реальные продажи внутренних туров у туроператоров на данный момент сосредоточенны в июле-августе, и у нас есть надежда, что эти месяцы станут началом восстановления туриндустрии», - оценила Майя Ломидзе.

При этом эксперт подчеркнула, что текущая ситуация формирует колоссальный отложенный спрос, который только «подстегивают» виртуальные туры. «Туриндустрия, пережив этот нокдаун, не умрет, потому что спрос рождает предложение», - считает Майя Ломидзе. Сейчас туроператоры один за другим заявляют программы раннего бронирования на 2021 год, так как надеются, что к этому времени всё придет в норму и уже можно будет «нормально» ездить.

«В целом, всё будет зависеть от того, как будет проходить открытие стран. Однако по нашему мнению 2-3 месяца для восстановления работы будет недостаточно. По нашим оценкам туриндустрия будет восстанавливаться минимум три-шесть месяцев», - оценила Майя Ломидзе. При этом она подчеркнула, что банкротств в «скандальном» формате не ожидается, однако через кризис смогут пройти не все игроки рынка. «Ситуация одинаково сложная для всех игроков рынка – сейчас максимальный режим энергосбережения, но соответственно нет и конкуренции, которая усугубляет риски некрасивого банкротства. В таком режиме туристические компании могут дотянуть до середины лета», - рассказала Майя Ломидзе.

При этом меры поддержки, заявленные государством, явно недостаточны. «Они дают глотнуть воздуха, но это даже не спасательный круг, продержаться на плаву они не позволят», - считает спикер. Хороший тому пример - спешно принятый закон о возможности «вскрытия» фондов персональной ответственности. «В той форме, в какой это было принято – это не имеет никакого смысла. Фактически туроператорам говорят – вы можете взять из фонда сто рублей, только для начала внесите в него сто рублей своих – а этого сейчас как минимум никто не может сделать. Большинство крупных туроператоров вскрывать фонды отказались», - заявила Майя Ломидзе. Остальные меры также не слишком поддерживают: отсрочка налогов - это «мертвому припарка», нужны хоть в какой-то мере налоговые каникулы. А от предложений поддержки туризма беспроцентными кредитами банки открещиваются со словами «чур нас».

«Но важно, что туризм звучит и воспринимается как отрасль которой надо помочь. Сейчас, когда это всё затронуло внутренний туризм, мы надеемся на более активные меры. В первую очередь меры поддержки должны быть направлены на персонал, чтобы этот кризис поменьше затронул людей, работающих в отрасли, и позволил нам с наименьшими потерями вернуться к работе, когда все восстановится», - подчеркнула Майя Ломидзе. В том числе туроператоры выступают за меры поддержки для отелей и перевозчиков – в первую очередь потому, что их выживание – единственная гарантия того, что партнеры вернут «застрявшие» у них средства – в том числе в виде проживания и перевозки туристов.

Отдельная, и очень сложная история - это вопрос возврата туристам денег за отмененные из-за коронавируса туры. АТОР, лоббирующий интересы своих членов, настоятельно рекомендует туристам отказаться от судебных претензий и перебронировать туры на более поздние даты. Многие туроператоры предлагают это сделать по льготному курсу или на особых льготных условиях. И резон в таких призывах действительно есть - в случае одномоментной подачи многочисленных исков реальное исполнение решений может с большой долей вероятности привести к физическому банкротству и прекращению деятельности многих туроператоров.

Но проблема усугубляется государством, которое упорно отказывается вводить режим «Чрезвычайной Ситуации» (ЧС), при котором начинает действовать форс-мажор и исполнение ранее взятых обязательств на законных основаниях действительно можно перенести на более позднее время. Однако режим ЧС не вводится, а деньги заканчиваются не только у туроператоров, но и у туристов, ранее им заплатившим за несостоявшиеся туры. Поэтому очевидно, что число судебных претензий по возврату этих денег будет только нарастать.

Более того, озвученное утверждение АТОР о том, что выигрыш туриста в суде не гарантирован (ссылка), юристы подвергли критики - всё обстоит как раз с точностью до наоборот. «У нас государство по Конституции - социально-ориентированое, а значит никто не допустит, чтобы к общему социальному напряжению в стране добавились бы массовое недовольство туристов. Тем более что по действующему закону (ст. 14 ФЗ «Об основах туристкой деятельности в РФ») туроператоры должны вернуть полную стоимость неисполненных туров», - пояснил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Димитрий Морозов, адвокат, специализирующийся на туризме.

Более того, даже признание государством форс-мажора в туризме вовсе не даст права туроператорам отказывать туристам в возврате денег. «Форс-мажор в Гражданском кодексе регулируется отдельной статьёй, а по данной ситуации фактически нет правоприменительной практики. Однако там четко указано, что суд при форс-мажоре расторгает договор на принципах справедливости для обеих сторон, что означает применение принципа, похожего на «фактически понесенные затраты», знакомые всему туристскому сообществу», - пояснил эксперт. Но еще раз повторим - пока ЧС не введено, действует отраслевой закон...

Поэтому Димитрий Морозов рекомендует следующую схему действий для турагентств после того, когда они получают претензию от потребителя по возврату денег за тур из-за коронавируса:

  1. вместе со своим сопроводительным письмом направить полученные от потребителя документы в адрес туроператора;
  2. в случае, если турагент решит добровольно вернуть денежные средства за комиссию, то надо перечислить или передать их туристу;
  3. уведомить туриста о совершенных действиях, в том числе сообщить, что документы перенаправлены туроператору. Это важный пункт - грамотно ответить туристу - наполовину обезопасить себя от возможных исков в будущем. Для этого Адвокаты подготовили шаблон профессионально составленного ответа турагентства на претензию туриста по возврату денег за туры из-за коронавируса. Стоит он недорого, а скачать его можно по данной ссылке: «ШАБЛОН ОТВЕТА НА ПРЕТЕНЗИЮ»
  4. получив ответ от туроператора, направить его туристу.

В общем и целом резюме следующее: в этой коронавирусной «истории» может «перепасть» и турагентствам, гнев на которые туристы неизбежно переключат после отказа туроператоров в возврате денег. И хотя по закону ответственность за исполнение туров несут именно туроператоры, а не турагенты, именно последним придется «расхлёбывать» претензии туристов. А если турист подаст в суд и на турагентство, то по прошлому судебному опыту можно утверждать, что вероятность проиграть туристу у турагентства не самая низкая. Поэтому юристы советуют турагентствам встать на сторону своих клиентов и всячески помогать им в их претензиях к туроператорам.

Поэтому адвокаты рекомендуют туристам использовать следующий алгоритм действий, а турагентствам рекомендуется помогать в этом туристам, чтобы не оказаться «крайними» в вопросе взыскания средств:

  1. Потребитель в случае принятия решения об отказе от поездки подает заявление о расторжении договора и отказе от поездки в адрес туроператора, через турагента.
  2. Туроператор рассматривает полученное заявление. Направление заявление осуществляется в соответствии с правилами туроператора (то есть по электронной почте или нарочным или Почтой России).
  3. Туроператор осуществляет возврат денежных средств (полностью или с учетом фактически понесенных расходов, согласно политике конкретного туроператора).
  4. Потребитель, в случае несогласия с возвращенной суммой, направляет туроператору претензию. Претензию лучше направить заказным письмом. Скачать образец претензии, специально разработанной для истории с коронавирусом, можно по данной ссылке.
  5. В случае если ответ туроператора не потребителя не устраивает, то потребитель вправе обратиться в мировой или районный суд.
  6. Потребитель вправе выбрать подсудность или по месту своей регистрации или по месту нахождения ответчика. Скачать образец Искового заявления в суд, специально разработанного адвокатами для ситуации с коронавирусом, можно по данной ссылке.

➔ Смотрите новости на смартфоне? Подпишитесь на новости туризма от Турпрома в Google News: это свежие идеи для путешествий, туристические новости и подборки по распродажам туров и авиабилетов! Либо подпишитесь на канал туристических новостей на ЯНДЕКС.ДЗЕН ← для этого кликните тут!

Автор:

Подписаться на новости