21.07.2008 20:21
1622
По какому сценарию усилят контроль над туррынком?
Поручение Владимира Путина, которое Премьер дал в минувшую субботу министру спорта, туризма и молодежной политики Виталию Мутко об усилении контроля за деятельностью российских туроператоров (см. ленту новостей от 21.07.08), не на шутку взволновало туристический рынок страны. Абсолютное большинство представителей турбизнеса считают, что существующее законодательство действительно несовершенно и не обеспечивает в полной мере ни защиту прав туристов, ни участников самого туррынка. Обеспокоенность же вызвала неопределенность того, как власти будут выполнять поручение Премьера. По мнению опрошенных, если будет проведено простое механическое повышение размеров фингарантий без учета объемов работающих туроператоров, то это приведет к частичному сокращению количества игроков на рынке, а главное – к переходу большей их части в тень.
«Механическое повышение размеров фингарантий – это самый примитивный и не взвешенный подход к решению проблемы. Я убежден, что фингарантии должны зависеть от объемов работы туроператоров – либо от финансовых объемов, либо от объемов турпотока. В идеале – и от обоих этих факторов», - считает Георгий Мохов, гендиректор юридической компании «Персона Грата». При этом эксперты уверяют, что опасения того, что туроператоры в погоне за экономией на оплате фингарантий будут тотально занижать свои обороты, сильно преувеличены. «В экономике давно придуманы инструменты, позволяющие отслеживать финансовое состояние участников рынка. И для туристического рынка их не надо заново изобретать. Как вариант, таким инструментом может быть обязательный ежегодный аудит", - говорит г-н Мохов. По мнению Сергея Шпилько, президента Российского союза туриндустрии (РСТ), в принципе, результаты аудита могут стать основой для расчета величины фингарантий для каждого туроператора. Впрочем, как подчеркнул собеседник, позиция РСТ по этому вопросу будет рассматриваться на ближайших заседаниях президиума и правления Союза. Как добавил Георгий Мохов, независимый аудит эффективно действует во многих отраслях экономики, например, в банковской сфере, позволяя получать объективную картину работы каждой фирмы. «Аудиторские компании не идут на сговор со своими клиентами для изменения отчетности. Ведь их бизнес высокодоходный, а потерять его, лишившись за нарушение закона лицензии Минфина, очень легко», - добавил собеседник.
Любопытно, что по мнению еще одного эксперта-юриста, пожелавшего не называть своего имени, фингарантии было бы логично ввести и на турагентском рынке. «Но это должны быть суммы, соразмерные с агентским бизнесом и его рисками. Помимо защиты турагентского бизнеса, а также дополнительной защиты туристов, такие фингарантии позволили бы избавиться рынку от случайных и непрофессиональных компаний, ведь по сути это являлось бы финансовым порогом вхождения в турагентский бизнес», - пояснил собеседник. Еще одно предложение, навеянное историей с банкротством «Детура», - распространить понятие «выгодоприобретателя» по фингарантиям туроператоров не только на туристов, но и на турагентов, часто оплачивающих ошибки туроператоров. В свою очередь, Георгий Мохов предложил идею создания рейтинга экономической надёжности туроператоров, основанного на данных их ежегодного аудита.
Стоит добавить, что в случае кардинального увеличения размеров фингарантий для всех участников рынка, большинство из них начнет искать законодательные лазейки для ухода от необходимости оформления таких гарантий. Фактически рынок начнет дрейфовать в теневую сторону бизнеса. «Компании будут делить свой турпродукт на части, закрепляя каждую из них за отдельным юрлицом, чтобы формально не считаться туроператором. Наверняка будут изобретаться и другие пути», - считает Георгий Мохов. По мнению собеседника, из более 4 тысяч туроператоров, внесенных в реестр, примерно 3 тысячи – это небольшие или средние компании, часто занимающиеся нишевым туризмом, которым дополнительная финансовая нагрузка может оказаться не по плечу.
Мнение представителей Ассоциации Туроператоров России (АТОР) о возможных путях выполнения указания Премьера читайте в следующем выпуске бюллетеня инфогруппы «ТУРПРОМ».
Автор: