«Секретный» меморандум между Китаем и Ростуризмом может стать «крышей» для теневого китайского бизнеса в России
Подписание Меморандума об «укреплении сотрудничества в сфере координации деятельности в туризме» между Министерством культуры и туризма Китая и Ростуризмом может стать «хорошим знаком», и в целом документ имеет положительный вектор, считают эксперты китайского направления. Однако параллельно возникают опасения - не станет ли этот Меморандум очередным инструментом предоставления незаконных конкурентных преимуществ «теневому» сектору китайского туррынка? Так оценили факт появления документа представители Ассоциации Содействия Российско-Китайскому Туризму (АСРКТ).
По мнению экспертов, первым делом существующему руководству Ростуризма необходимо дать правовую оценку тому, что было сделано при прежнем руководстве, одновременно минимизировав вероятное участие в данной работе «окопавшихся» в ведомстве воротил «теневого бизнеса». «А вот это, к сожалению, вызывает вопросы», - отметил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Юрий Цуркан, председатель Совета АСРКТ.
Хотите первыми узнавать туристические новости и распродажи? Подписывайтесь на канал ТУРИСТИЧЕСКИХ НОВОСТЕЙ на Яндекс.Дзен ← кликайте тут!
Сам меморандум был подписан 15 ноября в Санкт-Петербурге в рамках деловой программы VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума. Сторонами подписания выступили глава Ростуризма Зарина Догузова и заместитель Министра культуры и туризма КНР г-н Чжан Сюй. Основной целью подписания Меморандума заявлена защита законных прав и интересов туристов и туристских организаций двух стран. Для ее достижения Ростуризм и Минкультуры и туризма КНР договорились о создании совместной рабочей группы.
«Меморандум не является юридически обязывающим, но рассматривается всеми в качестве серьезного подготовительного документа, и может использоваться в качестве инструмента для последующего изменения существующих договоров и законодательства внутри страны. Он призван помочь двум сторонам двигаться в нужном направлении к возможному будущему соглашению, которое будет служить на пользу обеим сторонам», - пояснил Юрий Цуркан. Однако эксперт опасается, что на практике картина может быть совершенно противоположной.
По его словам, причины появления документа лежат на поверхности. В первую очередь - это «критическая масса» обращений и публикаций, в которых Ростуризм подвергался критике за действия с признаками нарушений, допущенные со стороны некоторых высокопоставленных сотрудников ведомства, к настоящему времени отправленных в отставку. «Ситуация в сфере безвизового обмена с КНР, являющаяся следствием этих действий, также стала достоянием общественности. Вероятно, в ведомстве не нашли иного выхода, как в самом срочном порядке составить документ, который призван продемонстрировать, что Агентство работает в данном направлении. Есть также версия, что составители Меморандума были вынуждены делать «хорошую мину», попытавшись убить двух зайцев, так как проект негодного Соглашения по «безвизу» где-то застрял, причём со всеми идеями о трансграничных передачах данных и электронными подписями, при всей очевидности отсутствия правовых оснований для его подписания. И составители не нашли ничего лучше, как в очередной раз представить ничего не подозревающему руководителю Ростуризма непроработанный документ», - пояснил Юрий Цуркан. Он также отметил, что анонса Меморандума в печати не было, официальной информации о том, что готовится его подписание в рамках Культурного Форума, также не зафиксировано. Кроме небольшой заметки о нём на сайте Ростуризма, но без текста самого документа, никакой официальной информации о Меморандуме больше нет. Таким образом, фактически он стал «секретным».
«Исходя из той скудной информации, которая нам доступна, имеются основания отнести этот документ к категории весьма странных по ряду причин. И в первую очередь из-за того, что с момента подписания и по настоящее время он до сих пор не опубликован», - отметил Юрий Цуркан. Также, по его словам, вызывает сомнение, были ли документ установленным порядком согласован с Минэком. Эксперт напоминает, что Ростуризм не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, тогда как именно контроль декларируется в аннотации этого Меморандума. «Не получится ли, как и в случае с одиозной системой СИС, что Ростуризм наделит полномочиями себя сам?», - задается вопросом эксперт.
Есть и более «тревожные звоночки». «В приводимой СМИ информации о Меморандуме есть несколько интересных положений, которые, по нашему мнению, безусловно имеют скрытый подтекст. Так, например, если пунктом «Сотрудничество в сфере подготовки гидов и руководителей туристских групп», возможно, предусмотрена подготовка гидов-иностранцев в КНР за счет Россотрудничества, которая была продекларирована в этом году бывшим руководителем Ростуризма, а ныне заместителем руководителя названной организации, то это в корне меняет дело. Возможно, тут найдется работа для Счетной Палаты, так как нормативных актов, регламентирующих подобные траты из госбюджета, в природе пока нет, а подобная инициатива со стороны бывшего руководителя Ростуризма, несомненно, заслуживает самого пристального внимания», - отметил Юрий Цуркан.
При этом есть риск, что под «представителями уполномоченных государственных органов и туристских ассоциаций» с российской стороны следует понимать Ростуризм и «Мир без границ». «Тогда вопросы отпадают, и всё становится на свои места. Даже нет вопросов, кто, кого и на что будет уполномочивать. Меморандум становится лишь ширмой для всем известного теневого бизнесмена, по совместительству члена Общественного Совета Ростуризма. К слову сказать, абсолютно неожиданно этот господин какими-то непостижимыми путями получил полномочия, чтобы представлять Ростуризм на заседании Российско-Китайского Комитета дружбы мира и развития. Т.е. свершилось немыслимое - Ростуризм будет представлен теневым бизнесом», - резюмировал Юрий Цуркан.
«Следует констатировать, что несмотря на положительный вектор данного Меморандума, по сути он составлен явно в спешке и нуждается в доработке. Вероятно, поэтому он до сих пор и не опубликован. Проблематика поднята насущная, и предложение создать совместную рабочую группу вполне разумно, но в работе группы должны принять участие все заинтересованные организации, в противном случае это будет инструмент предоставления незаконных конкурентных преимуществ», - уверен Юрий Цуркан. По мнению эксперта, в первоочередном порядке встает необходимость правовой оценки всего того, что было содеяно при прежнем руководстве Ростуризма. «Мы убеждены, что без этого никакие рабочие группы делу не помогут, а участие в этих группах окопавшихся в Ростуризме теневиков, ни к чему хорошему не приведёт», - резюмировал собеседник.
Автор: