Тревожный прецедент или как турагентство засудили за платную консультацию
В России появился тревожный для туррынка судебный прецедент: попытка «вписать» в договор с туристом «платную консультацию» теперь может обернуться для турагентства административной ответственностью в виде немалых штрафов. Эксперты предупреждают - закон запрещает навязывание дополнительных услуг потребителю, а такие консультации суды начали трактовать именно как навязанные услуги. Поэтому теперь турагентам при установлении платы за консультацию или информационные услуги необходимо быть очень аккуратными в их юридическом оформлении.
«Неприятный прецедент» при этом таков: арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд поддержал позицию Управления нижегородского Роспотребнадзора по факту привлечения турагентства «Радуга путешествий» к административной ответственности по ч.2 ст. 14.8 КоАП РФ. Как раскрывает суть дела ведомство на своём официальном сайте, в Роспотребнадзор поступила жалоба от туристки. В ней указывалось на нарушение ее прав при заключении договора о реализации туристского продукта. Роспотребнадзором по жалобе была проведена внеплановая проверка турагентств, по результатам которой было установлено, что в договор о реализации туристического продукта были включены условия «ущемляющие прав потребителя». А именно «взимание с потребителя суммы в размере 1500 рублей за консультации и предоставление информации по различным турам; отказе в возврате денежных средств за неиспользованную услугу».
В итоге турагентство было привлечено к административной ответственности: назначено наказание в виде штрафа. Турфирма попыталась оспорить это решение, обратившись в Арбитражный суд Нижегородской области, однако проиграла. Вышестоящие инстанции в апелляции также отказали, и в итоге приговор вступил в дело.
Эксперты обращают внимание, что практику платных консультаций турагентствам приходится вводить «не от хорошей жизни», а из-за крайне низких комиссий со стороны туроператоров. А ситуация, когда туристы «выжимают» у турагентства всю полезную информацию, но в итоге бронируют тур у конкурентов за дополнительную скидку или даже самостоятельно через онлайн – давно не такая уж редкость на рынке. Поэтому единственным выходом многие турфирмы считают именно взимание денег за консалтинг. Однако эксперты призывают турагентства быть осторожными с подобного рода платными услугами.
«Закон запрещает навязывание дополнительных услуг потребителю. При установлении платы за консультацию или информационные услуги, необходимо быть очень аккуратным в их юридическом оформлении», - прокомментировал корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Георгий Мохов, председатель правовой комиссии РСТ, основатель юридического агентства «Персона Грата» и бизнес-омбудсмен по защите турфирм в Москве. Соответственно, по словам эксперта, Роспотребнадзор посчитал дополнительные платные консультации навязанными условиями договора, указав на то, что эти услуги не входят в установленные постановлением Правительства Правила реализации турпродукта, и суд эти претензии поддержал, создав неприятный прецедент.
«Я настоятельно рекомендую турагентам скорректировать свои договоры таким образом, чтобы стоимость консультации не выглядела навязанной услугой, выделить ее из состава туруслуг по договору и получить соответствующее согласие туриста на платную консультацию», - резюмировал Георгий Мохов.
Добавим, что подобрать себе ближайшее турагентство, с которым туроператоры имеют официальные договорные отношения, как того требует Закон о туризме N132-ФЗ, любой турист может в Общероссийском Каталоге Турагентств по данной ссылке.
Подписывайтесь на туристические новости от Турпрома в соцсетях:
- Подписывайтесь на канал туристических новостей на Яндекс.Дзен
- Туристические новости в Facebook: https://www.facebook.com/tourprom.ru
- Туристические новости в ВКонтакте: https://vk.com/tourprom
- Туристические новости в Twitter: https://twitter.com/tourprom
- Туристические новости в Одноклассниках: https://ok.ru/tourprom
Туристические новости в Instagram: https://www.instagram.com/tourprom/
Автор: