Как туристов обманывают сайты-двойники отелей
Сайты-клоны отечественных гостиниц на курортах, мошенническим путем выманивающие у туристов деньги и отправляющие их «в никуда», бедствие «массового характера». По информации международной компании по предотвращению кибератак Group-IB существует целая сеть клонов отелей и гостиниц в Сочи Причем мошенники скопировали не только реальные сайты «Розы Хутор», «Горки Плаза», Sochi Marriott Krasnaya Polyana и других, но даже разработали ресурс, например, для «Сочи Парк Отеля», у которого такого сайта просто не существует.
Метод работы мошенников, как рассказали «Известиям» специалисты, таков. После заявки на фейковом сайте с туристами связывается оператор с предложением либо полностью оплатить понравившийся номер в отеле, либо внести 50% от суммы. Причем от идеи заплатить на месте «оператор» отговаривает туристов, заявляя: «Там нет ни терминала, ни кассового аппарата».
«Оплата брони оказалась обычным переводом денег на счет некоего физлица. В таких схемах также нередко используется ИП, а сам перевод осуществляется через интернет-банкинг. В итоге клиент не получит, например, кассового чека, который подтвердил бы оплату конкретных услуг», - заявляют борцы с кибермошенниками. По их оценкам, таких ресурсов не меньше 60, специализируются они в основном на отелях в Краснодарском крае или в Абхазии. Также страдают и отели Крыма – местные хотельеры заявляют, что каждую неделю появляются две-три семьи, которые уверены, что им предоставят забронированный номер. В итоге вскрывается, например, что они заплатили деньги мошенникам, чье название сайта отличается самым незначительным образом, например, у сайта-клона есть дефис, а у оригинала — нет.
Напомним, еще в июле запрос в МВД и Роскомнадзор по поводу «фейковых» сайтов, предлагающих туристам размещение в Крыму, отправил председатель комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Михаил Дегтярев (ЛДПР). Причиной послужили жалобы обманутых туристов – на приманку мошенников попались почти 140 туристов, которые обратились к депутату с письмом.
Речь идет о сайтах-двойниках пансионатов в Крыму и Абхазии. «В мой адрес поступают обращения граждан, пострадавших при раннем бронировании летнего отдыха в Крыму. Со слов авторов обращений, на территории Российской Федерации действует группа лиц, которые создают «зеркальные» сайты, а также сайты несуществующих пансионатов. В то же время контакты настоящих сайтов средств размещений блокируются. Прошу принять меры в защиту пострадавших граждан», - цитирует ТАСС запрос депутата главе МВД РФ Владимиру Колокольцеву. Второй запрос направлен главе Роскомнадзора Александру Жарову.
При этом пострадавшие туристы заявляют, что мошенники «подкупают» обещанием дополнительной скидки при внесении 100% предоплаты при бронировании номеров на фиктивных сайтах. Причем «фейки» появляются на первых страницах поисковых ресурсов Yandex и Google с активной рекламой и оформление сайтов выглядит совершенно как настоящее: есть и фотографии номеров и территории пансионатов, и текстовые и видеоотзывы посетителей. По всем указанным телефонам также отвечают девушки-операторы – ровно до того момента, как турист хочет вернуть свои деньги.
"МВД не хочет объединять все наши дела. Полный размах туристической катастрофы будет понятен, когда сотни семей приедут в Крым и Абхазию в никуда», - также заявили туристы. По их словам, ситуация продолжается не первый год, и в прошлом году по такой схеме было обмануто более 700 человек на общую сумму более 56 млн рублей.
Михаил Дегтярев заявил, что взял это дело под личный контроль. «Лица, причастные к незаконной деятельности, не установлены, лжесайты продолжают свою работу, денежные средства обманутым туристам не возвращены», - заявил он. Туристам депутат в свою очередь посоветовал быть бдительными, обращать внимание на банковские реквизиты при покупке туров, наличие турагентства в едином реестре туроператоров, на слишком низкую цену тура.
Ранее борьбу с фальшивыми аккаунтами в соцсетях и липовыми сайтами объявили и российские авиаперевозчики. Об этом публично заявили, например, «Победа» и «S7». По данным перевозчиков, мошенники заводят поддельные группы и аккаунты в популярных соцсетях типа Facebook или Instagram, и под видом перевозчика агитируют туристов как минимум участвовать в «акциях», якобы заявленных авиакомпаниями. Финансовый ущерб пока не зафиксирован, но репутационные потери компаниям также не нужны.
Автор: Яна Вараксина