Турпомощь руками РСТ «наехала» на Минэк
«Наезд» на Минэк в качестве «ответа» за попытку снять скомпрометировавшее себя руководство «Турпомощи», занимающее по совместительству высокие должности и в РСТ, назвали наблюдатели появившуюся информацию о «замечаниях» по предложенному министерством комплексу поправок в закон о туризме.
Главные причины такого мнения довольно очевидны. Во-первых, это отсутствие самого проекта Минэка по поправкам, который пока лишь прорабатывается в недрах министерства, находясь в стадии обсуждения с участниками рынка. Таким образом, публичные предложения на ещё несуществующий проект стоит рассматривать не более чем в качестве PR-акции. Во-вторых, тот кризис, в котором в настоящее время находится туристическая индустрия России, во многом обязан существующему отраслевому законодательству, которое писалось и изменялось при активном участии лиц, сейчас его критикующих. А значит текущую критику, несмотря на многие её конструктивные моменты, нельзя не признать популистской. И наконец, в-третьих – тот самый конфликт интересов: наиболее активные критики со стороны РСТ входят в руководство Турпомощи, которое пошло на открытый конфликт с регулятором, и которое намерен сменить Минэк с Ростуризмом. Именно поэтому появившуюся критику наблюдатели связывают как раз с попыткой отыграться за желание регулятора навести порядок в «Турпопощи»: в июле у Минэка первая попытка отстранения руководства Ассоциации не увенчалась успехом из-за недостаточной подготовки, однако вскоре после этого Минэк получил огромные полномочия по проверке деятельности Турпомощи, которые вступают в силу с 1 февраля 2020 года. Видимо уже 2 февраля стоит ожидать тотальных проверок в этой Ассоциации.
Напомним, что в июле премьер-министр Дмитрий Медведев подписал Постановление о государственном контроле за деятельностью туроператоров и объединений туроператоров в сфере выездного туризма (т.е. за пресловутой Турпомощью). При этом глава Минэка Максим Орешкин смог пролоббировать надзорно-контрольные функции всего за 2 месяца, что так и не удалось в свое время ни Минкульту, ни Минспорту. «Фактически Минэк наделяется новыми полномочиями контроля. Ранее контрольно-надзорной функции у «курирующих» туризм ведомств не было в принципе: лишь за работой розницы осуществлял контроль Роспортребнадзор, и то без учета специфики туристического рынка. А, например, Минкульт мог провести внеплановую проверку Турпомощи только по представлению прокуратуры», - прокомментировал корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» собеседник, знакомый с ситуацией. Таким образом, у курирующего туризм ведомства впервые появляется функция реального регулятора, который может и будет контролировать как работу туроператоров, так и «Турпомощь». «У Ассоциации были очевидные пробелы с контролем деятельности её руководства, что, судя по недавним скандалам, логично привело к злоупотреблениям», - пояснил эксперт. «Благодаря данному постановлению, у Минэка и его полномочных представителей появляется возможность досконально проверить деятельность «Турпомощи» - прозрачность её работы, законность всех принятых решений и соблюдение всех норм. А если к деятельности её руководства возникнут какие-то вопросы, то Минэк сможет обратиться в прокуратуру», - оценил собеседник. По его словам, гипотетически, если бы этот механизм работал уже сейчас, то Минэку и Ростуризму было бы гораздо легче провести проверки и сделать выводы о соответствии должностных лиц из руководства «Турпомощи» их непосредственным обязанностям.
А пока руководство Турпомощи-РСТ критикует несуществующие проекты Минэка по изменению отраслевого законодательства, видимо в надежде сменить либо регулятора, либо чиновников, ответственных в нём за туризм.
Так, по словам вице-президента РСТ Юрия Барзыкина, которые
Также в рамках поправок в законодательство система контроля и надзора возлагается исключительно на «Электронную путевку». Как отметил Барзыкин, программа не учитывает комплексность услуг в составе турпродукта, возможность этапной оплаты договора, раннего бронирования, а электронный бланк строгой отчетности дублирует функции онлайн кассы.
Согласно документу, средства резервного фонда предполагается использовать как на оказание экстренной помощи в случае банкротства туроператора, так и на возмещение ущерба при недостаточности выплат за счет других инструментов. По мнению вице-президента РСТ, такая мера будет стимулировать участников рынка к переходу в теневой сегмент рынка.
Кроме того, сумма страхового сбора может быть включена в стоимость турпродукта, соответственно, вырастет общая цена для потребителя. Также переписан пункт о фонде персональной ответственности туроператоров, теперь механизм его работы такой же, как у резервного фонда.
Барзыкин считает, что предложения Минэкономразвития нуждаются в более тщательной проработке, конкретизации по механизму реализации и срокам, а также в привязке к реальным запросам туротрасли. "В своем перечне предложений мы указываем на то, в каком именно направлении должна действовать рабочая группа по туризму, чтобы эта отрасль получила дальнейшее развитие», – заключил он.
Подписывайтесь на туристические новости от Турпрома в соцсетях:
- Подписывайтесь на канал туристических новостей на Яндекс.Дзен
- Туристические новости в Facebook: https://www.facebook.com/tourprom.ru
- Туристические новости в ВКонтакте: https://vk.com/tourprom
- Туристические новости в Twitter: https://twitter.com/tourprom
- Туристические новости в Одноклассниках: https://ok.ru/tourprom
- Туристические новости в Instagram: https://www.instagram.com/tourprom/