Тренды российского туристического рынка: что нас ждёт в ближайшие годы?
19.09.2019  16:49 18154

Тренды российского туристического рынка: что нас ждёт в ближайшие годы?

Какие тренды определят развитие туризма на ближайшие годы, и на что придется обратить внимание российскому туристическому рынку с нашими особенностями развития? На эти вопросы постарались ответить эксперты отрасли на пленарном заседании «Новый взгляд на туристическую индустрию», состоявшемся в рамках выставки «Отдых», прошедшей на прошлой неделе. Общая картина такова: роль туризма в экономике страны продолжит возрастать, а общемировой тренд ещё и держит курс на «индивидуализацию» и «цифровизацию» турбизнеса. При этом звучат опасения, что активный переход ретейла индустрии путешествий в онлайн-сегмент приведет к «вымиранию» как минимум института турагентств.

В российских условиях идут в целом те же процессы, при этом нередко более быстрыми темпами, правда со своей, российской, спецификой. В основном она сводится к тому, что пока «верхи» решают глобальные задачи, вроде «цифровизации» рынка, введения электронных виз, электронной путевки, электронного документооборота и т.д., перед практиками стоят совсем другие заботы и задачи... Впрочем, подчеркивают представители туррынка, задача «успеть» за туристом и его требованиями перед туррынком остаётся, но очевидно, что в наших условиях специалист турфирмы «как семейный врач», не вымрет.

Общие тенденции ясны - туризм занимает третье место в мировой экономике, принося ежегодно до $1.7 триллионов, а последний прирост составил 7%. При этом 55% всех поездок по миру приходится именно на туристические цели. «Внимание к туризму и государства и бизнеса будет только возрастать. Туризм становится не просто отраслью – это ключ к сектору международной торговли, которому, при всей «цифровизации», не страшна онлайн-конкуренция в виде «Алибабы» и прочей онлайн-торговли. Нельзя «купить» ни посещение Лувра, ни посещение Красной площади – поэтому туризм останется в реальном секторе», - оценил глобальные тенденции председатель РСТ Сергей Шпилько. По прогнозам эксперта, конкуренция в этом секторе также будет нарастать всё больше и больше, при этом проиграть её – значит не просто стать непопулярным направлением, но проиграть в борьбе за имидж и «человеческий капитал». Поэтому и рост значимости туризма в государственных масштабах, в том числе и в России, будет только продолжаться – отметил эксперт.

На настоящий момент, если говорить о государственном уровне, можно отметить две тенденции – продолжил тему Иван Фомин, член экспертного совета по туризму при Совете Федерации. «На государственном уровне в первую очередь заинтересованы в развитии внутреннего туризма, наша задача – сделать интересной и доступной Россию как туристам из-за рубежа, так и туристам внутри страны». Соответственно, основные тенденции, которые планируется развивать на макроуровне – это электронные визы для повышения доступности страны для иностранных туристов, а также субсидирование отдыха, чтобы стимулировать отечественных туристов путешествовать по родной стране.

Эксперты от турбизнеса, со своей стороны, подчеркивают, что «макроуровню» необходимы точки соприкосновения, площадки для коммуникации с «рядовым» уровнем - бизнесом на местах. «Сейчас сложилась ситуация, что макропласты крайне далеки от реального турбизнеса, они существуют где-то отдельно, а здесь, в реальности российских городов находятся субъекты туррынка, которым надо как-то выживать», - оценила исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. Тему эксперт раскрыла на одном живом примере. «Например, есть общемировой тренд овертуризма – на который уже жалуются отдельные города, пытаясь ограничить въездной турпоток. От нас это вроде бы далеко – более того, в России, как и во многих других странах, есть города, куда никогда не будет большого турпотока, и с этим можно только смириться», - отметила эксперт. Однако общемировой тренд вполне может стать существенной проблемой для «реального» уровня туррынка в результате действий на «макроуровне».

Так, после введения электронных виз в целом ряде российских городов возрастет риск столкнуться с «общемировым трендом» овертуризма. В основном это касается Санкт-Петербурга. Например, Царское Село уже с овертуризмом столкнулось, и теперь продает билеты туристам строго по паспорту и с большими ограничениями. «Это ни в коем случае не прогноз, но это проблема, о которой надо задуматься уже сейчас. Пока мировой тренд «овертуризма» от России очень далек, но есть риск, что мы с ним познакомимся. По прогнозам, число туристов в Санкт-Петербурге может вырасти в случае введения электронных виз в два-три раза – где будут жить все эти туристы? На чем их всех будут возить? Как можно будет познакомиться с культурой и памятниками Петербурга нашим отечественным туристам, когда попасть в них будет практически невозможно из-за иностранцев», - задала вопрос Майя Ломидзе. Особенно, отмечает эксперт, при учете актуальной для Петербурга проблемы «запрета хостелов». Это только один из примеров «задачи на перспективу» и выживания на современном туррынке.

О тренде «цифровизации» в свою очередь высказался еще один эксперт – Олег Мельник, гендиректор объединённой сети «ТБГ и Горячие Туры». «У России есть безграничные возможности – но она не всегда попадает в ту подачу материала, которую требует современный турист. Стандартная ситуация: предприниматель не умеет донести до потребителя свой продукт, не знает, что нужно показать туристу, как и каким образом это представить», - пояснил собеседник. Государственная политика «цифровизации» пытается сделать это на глобальном уровне, дать любому туристу на понятной платформе понятную информацию о стране. Однако с цифровизацией придется работать на любом уровне туррынка, включая уровень самих турфирм. «Клиент уже не тот, что пять лет назад. На туррынке необходимо опережать потребителя – а объективная реальность такова, что мы его скорее догоняем. Три кита, на которых по нашей оценке будет держаться современный туррынок: это технологичность, гибкость и увлечённость. Впрочем, это касается любого бизнеса в современных условиях», - резюмировал Олег Мельник.

Впрочем, несмотря на «цифровизацию» турбизнеса, турагент «как семейный доктор» выживет – такую оценку озвучил глава туроператора «Арт Тур» Дмитрий Арутюнов. По мнению эксперта, запрос на высокопрофессионального специалиста в области подбора туров по-прежнему имеется, причем в «высоком» сегменте. Правда для выживания турагенту придется «глубоко учить матчасть» и несколько «обгонять тренды», которые, по оценке эксперта, в перспективе «повернутся» в сторону Черного континента и Ближнего Востока. «Мы в турбизнесе работаем уже 30 лет, и видим эту картину – у людей есть потребность в путешествии, при этом у высокого сегмента – в путешествии нетривиальном, сочетающем в себе несколько направлений, или на какие-то событийные мероприятия, повышающие интерес к уже известной дестинации», - пояснил г-н Арутюнов. В результате турагенту приходится глубже «изучать матчасть», знать какие-то «фишки» отелей, мест, достопримечательностей, сезонных событий и т.д.

В плане «углубления знаний» собеседник советует турагентам обратить внимание на несколько направлений. «Когда мы начинали, перспективным трендом была Азия, в то время как основным направлением – Европа. Сейчас Азия становится в некотором роде «мейнстримом», поэтому я бы советовал обратить отдельное внимание уже на Африку. Сейчас на «Черном континенте» активно развивается инфраструктура, «заходят» крупные отельные сети, причем в те страны, которые для нас пока не существуют на туристической карте – такие, например, как Руанда», - рассказал Дмитрий Арутюнов. Ещё одним трендом станет Ближний Восток – не только хорошо знакомые ОАЭ, но и другие направления, такие как Оман, Бахрейн и т.д. А как направление класса «доступная роскошь» развиваются Мальдивы.

«Где мы видим изменения в сторону ухода – так это в авиаперевозке. Клиент всё больше отказывается от чартеров, предпочитая им регулярные рейсы, тем более что в этом сегменте много альтернатив», - добавил Дмитрий Арутюнов. Что касается турагентов, то им в целях выживания эксперт ещё раз советует вкладываться в самообразование, причем изучать не только перспективные направления во всех подробностях, но и менталитет российского туриста и его «совпадение» с предложениями рынка – куда туристу ездить, куда не ездить...

«Перспективы у российского туристического рынка огромны. Тридцать лет назад у нас за рубеж выезжало только 5% населения, сейчас эта цифра достигла 10%. В ближайшей перспективе она, несомненно, возрастёт до 15-20%. При этом в той же Германии потенциальных выездных туристов – до 90%, так что наши туристы будут ездить и ездить, а их число всё расти и расти», - резюмировал эксперт.

Подписывайтесь на туристические новости от Турпрома в соцсетях:

Туристические новости в Instagram: https://www.instagram.com/tourprom/

Автор: Ирина Архарова Ирина Архарова

Подписаться на новости