Эксперты: выбранный вариант «Электронной путевки» загонит туристическую отрасль в тень, а туры подорожают
05.08.2019  14:26 19444

Эксперты: выбранный вариант «Электронной путевки» загонит туристическую отрасль в тень, а туры подорожают

Дмитрий Медведев подписал распоряжение о назначении оператора системы «Электронная путевка»: им стало АО «Национальные туристические технологии». Как отмечают эксперты, опрошенные корреспондентом инфогруппы «ТУРПРОМ», самая большая ошибка властей в этой истории – изначальное перекладывание операционных расходов по выписыванию «электронных путевок» (ЭП) на плечи бизнеса, а значит - турпакеты для туристов неизбежно подорожают, а сам туристический бизнес предпримет все усилия, чтобы не платить за навязанную ему услугу по «ЭП», уйдя в тень. Большие вопросы вызывает и оператор, назначенный правительством для этой цели. Об этом читайте в небольшом расследовании на портале «Турпром».

«Принять предложение Минэкономразвития России об осуществлении акционерным обществом «Национальные туристические технологии» функций по эксплуатации единой информационной системы электронных путевок без привлечения средств бюджетов бюджетной системы РФ», - говорится в документе, размещенном Официальном интернет-портале правовой информации.

«Именно формулировка «без привлечения средств бюджетов» и вызывает самые большие опасения. Из неё со всей очевидностью вытекает, что турбизнес обложат очередным побором (вслед за фингарантиями, различными фондами Турпомощи и ее платным реестром для турагентств), потребовав оплату за каждую выписанную путевку. Цены пока никто не знает, но предполагается, что они могут быть в интервале от ₽ 200 до ₽ 500 за каждую путевку, а может быть и выше – аппетиты нового оператора не знает никто», - отметил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» руководитель одной из крупных российских турфирм, пожелавший сохранить анонимность. Помимо того, что такой «налог» приведёт к дополнительной серьезной финансовой нагрузке на туристические компании, и как следствие – к удорожанию самого турпродукта, ибо бизнес всегда переносит свои издержки на конечного потребителя, очевидна и другая опасность.

«Пока регулятор борется за обеление туристической отрасли, такой «налог», а если точнее – побор, неизбежно приведет к уходу компаний в «тень» - все начнут искать способы избавиться при продаже туров от необходимости оформлять эту электронную путевку. И поверьте моему опыту – обязательно найдут. В итоге от этого никто в выигрыше, корме свеженазначенного оператора ЭП, не будет – проиграет и государство, и туристы.

И действительно, изначальная идея Электронной путевки как инструмента по повышению безопасности туристов, похоже, давно уже забыта – первоначально ЭП создавалась, чтобы обеспечить регулятора отрасли полными данными о местонахождении всех туристов для их защиты в случае различных ЧП. Сейчас же на первый план выходит возможность дополнительного сбора денег с туристической отрасли. Эксперты ещё ранее отмечали, что «обязательное использование ЭП ничего не поменяет для туристов в плане их безопасности, а приведет лишь к усилению контроля за туроператорами. Фактически она превращается в инструмент статистического наблюдения для сверки заявленных объемов туроператоров с их фингарантиями. Более того, эту систему, скорее всего, доработают и сделают фискальной – с ее помощью все сведения будут передаваться в налоговую. И хотя косвенно такое обеление бизнеса в целом влияет на степень безопасности туристов, но непосредственно договорные отношения между турфирмой и туристом она не меняет, а значит – кардинально безопасность последних не повышает», - ранее пояснил нам эксперт, знакомый с ходом реализации ЭП. Впрочем, как было отмечено выше – обелению такой платный вариант ЭП также способствовать не будет.

Кстати, сам новоиспеченный оператор ЭП также вызываем массу вопросов. Прежде всего, очевидно, что АО «Национальные туристические технологии» никогда никакого отношения к туризму не имело, а соответственно никакого опыта в турбизнесе у него нет. Большие вопросы имеются и к его учредителям: уставной капитал в размере ₽100 млн делят по 25% следующие компании: АО «КРЭТ», ООО «ПАЛЬМИРО», ООО «СТОЛЫПИН» и ООО «СКИФ». По КРЭТу особых вопросов нет – название расшифровывается как «Концерн Радиоэлектронные технологии», который входит в «Ростех» (а именно Ростеху правительство и передало год назад все работы по переделыванию ЭП), и занимается разработкой и изготовлением средства радиоэлектронной борьбы и государственного опознавания в интересах армии. А вот ООО «ПАЛЬМИРО» и ООО «СТОЛЫПИН» имеют признаки аффилированности, а их уставные фонды и обороты вообще обескураживают, особенно в свете огромных денежных потоков, которые может «генерить» электронная путевка: судя по открытому «Каталогу организаций», ООО «ПАЛЬМИРО» зарегистрировано в августе 2017 года в Тольятти с уставным капиталом всего ₽10 тыс. на имя некоей Семериковой Анны Иннокентьевны. При этом основным видом деятельности заявлена «Деятельность по управлению финансово-промышленными группами», а чистый убыток за 2017 год составляет ₽3 тыс. Аналогичная история и у ООО «СТОЛЫПИН»: зарегистрировано в августе 2017 года в Сараторе с уставным капиталом всего ₽10 тыс. на имя некоего Покаместова Александра Ивановича. Основной вид деятельности – «Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления», а чистый убыток за 2017 год - ₽4 тыс. Самое интересное, что судя по этому же Каталогу организаций России, Семерикова также руководит ООО «Стар», прописанному по адресу Московская Обл, Подольск, ул. Маштакова, дом 12, помещение 432. Невероятно, но факт: по этому же адресу, но в соседнем помещении 421, находится АО «Высокие Технологии», которыми руководит г-н Покаместов из ООО «Столыпин», соучредителя «Национальных туристических технологий»...

Напомним, что изначальное внедрение «Электронной путевки» было запланировано ещё на 1 января 2018 года, но со скандалом провалилось, хотя потрачено на её разработку было порядка полумиллиарда (!!!) бюджетных денег. А в мае 2018 года иск о своем банкротстве подала компания «Астерос», являющаяся подрядчиком по созданию ЭП. Предположительно, ее владелец покинул страну.

Подписывайтесь на туристические новости от Турпрома в соцсетях:

Автор:

Подписаться на новости