Афера на ₽19 млн или как жулики «кинули» 22 туроператора
На туристическом рынке России вскрылась крупнейшая афера, от которой пострадали сразу 22 туроператора на общую сумму почти 19 млн рублей. Ещё хуже, что многие из пострадавших, благодаря аферистам, оказались на грани исключения из Реестра туроператоров, потеряв очередные «фингарантии»: лишь неимоверными усилиями большинству из них удалось вовремя перестраховаться. При этом данная афера особенно ярко продемонстрировала всю архаичность и ненужность самого института фингарантий, однако, пока регулятор отрасли ничего конкретного о судьбе пресловутых «ФИГов» не заявлял...
Аферисты тщательно подготовились, вникнув в проблемы туроператорского сообщества, благодаря чему им удалось «собрать» с каждой из пострадавших компаний по 860 тыс. рублей. Суть аферы заключается в следующем: узнав о туроператорах, нуждающихся в продлении или в перезаключении договора о фингарантиях (что стало особенно актуально для туроператоров, потерявших ФИГи из-за банкротства страховой компании НАСКО), аферисты, представившись агентами известной страховой компании «Согласие», предложили туроператорам «помощь» - фингарантии по вполне среднерыночной цене в 860 тысяч при минимальном обороте, установленном законом.
«Конечно, все обрадовались такому предложению, ведь сейчас застраховать фингарантии крайне сложно, почти невозможно – страховые компании, как чёрт ладана, боятся работать с туристическим рынком. Теперь найти даже второсортную страховую компанию, согласную на оформление ФИГов – проблема, да и для туроператоров такие компании являются большим риском – многие из них уже разорились, что привело к необходимости оформлять фингарантии по-новому. А тут такая удача – звонит агент «Согласия» и уверяет, что компания готова рассмотреть наше заявление на оформление фингарантий», - рассказал корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» на условиях анонимности представитель одного из пострадавших туроператоров. Цена, как уже было сказано, была заявлена не низкой, но и далеко и не самой высокой – примерно посередине между крайностями в 0.5 и 1 млн – ₽860 тысяч, что выглядело очень правдоподобно для такой солидной компании как «Согласие».
«Агенту были высланы все документы по электронной почте. После этого он взял довольно долгую паузу, объясняя это процедурой проверки внутри компании, что лишь добавляло правдоподобности. И лишь когда сроки предоставления новой фингарантии в Ростуризм уже стали поджимать, от агента пришло подтверждение. Курьер привёз оригиналы всех документов и счет, который мы сразу оплатили. После этого передали документы в Ростуризм, который восстановил нас в реестре», - рассказал собеседник.
Однако после Ростуризм начал проверять представленные документы – процедура эта не быстрая, поэтому её результаты стали известны лишь недавно: оказалось, что все 22 страховки были липовыми! В итоге Ростуризм за подписью замруководителя Алексея Конюшкова разослал пострадавшим туроператорам «письмо счастья» с информацией о недействительности их фингарантий и необходимостью срочно их переоформить.
«Мы начинаем судорожно выяснять, в чём дело. Телефон агента, который продал нам страховку, больше не обслуживается. Мы срочно со всеми документами едем в «Согласие». Там выясняется, что сотрудник «Согласия», который подписывал с нами договор, вполне реальный человек и действительно работает в компании. Его вызывают к нам «на очную ставку» и выясняется, что подпись на договоре фальшивая. Как фальшивый и номер счета, по которому мы платили за фингарантии – он "Согласию" не принадлежит. Вот так мы и ещё пара десятков туроператоров попали на деньги. Сейчас подаём заявление в Прокуратуру и СК», - добавил собеседник.
Юристы отмечают, что в сложившейся ситуации туроператорам придётся повторно страховаться – искать реальную страховую компанию и покупать пресловутые ФИГи, т.к. по закону состоять в реестре могут лишь туроператоры с фингарантиями, а подобная «история» - их личная проблема. «Я не припомню, чтобы таким образом обманывали туроператоров, да ещё в столь крупном масштабе. Бывали случаи с продажей фиктивных страховок туристам, когда агенты не перечисляли деньги за проданные страховки в страховые компании, а потом при наступлении страхового случая туристы имели проблемы. Но данный случай не идёт ни в какое сравнение именно по своему масштабу», - оценил ситуацию корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Георгий Мохов, основатель юридического агентства «Персона Грата» и недавно назначенный на должность Общественного уполномоченного по защите прав предпринимателей в сфере туризма в Москве. «На самом деле, вопрос очень серьёзный – речь идёт о крупном мошенничестве, поэтому компаниям надо оперативно подавать заявления в прокуратуру, чтобы возбудить уголовное дело. Я, как бизнес-омбутсмен по туризму Москвы могу им помочь, если ко мне обратятся пострадавшие компании. Однако эта история никоим образом не даёт туроператорам какой-либо отсрочки в оформлении фингарантий – данные убытки они лишь могут попробовать взыскивать с мошенников по уголовным или гражданским искам», - отметил эксперт.
При этом юрист обратил внимание, что столь острый прецедент в очередной раз высветил всю проблематичность фингарантий в качестве института защиты туристов: сама защита давно практически не работает, туроператоры вот уже года три как с трудом могут найти страховщика, что очень затрудняет бизнес и накладывает на него дополнительную финансовую нагрузку, а теперь даже сам выбор страховой компании несёт в себе не только огромные бизнес-риски, но и чреват мошенничеством.
Совет на будущие от эксперта пока лишь один: руководству туроператоров необходимо тщательно проверять все предложения от страховых компаний, лично приезжая для этого к ним в офис. «Правда, в крупных страховых компаниях очень сильна бюрократия, поэтому зачастую докопаться до истины там крайне проблематично, если только у туроператора нет прямого выхода на руководство страховщика», - добавил Георгий Мохов.
P.S. В понедельник стало известно, что Ростуризм исключает из реестра лишь 5 туроператоров, пострадавших от мошенников. Остальные успели перестраховать свои фингарантии в других страховых компаниях.
Подписывайтесь на туристические новости от Турпрома в соцсетях:
- Подписывайтесь на канал туристических новостей на Яндекс.Дзен
- Туристические новости в Facebook: https://www.facebook.com/tourprom.ru
- Туристические новости в ВКонтакте: https://vk.com/tourprom
- Туристические новости в Twitter: https://twitter.com/tourprom
- Туристические новости в Одноклассниках: https://ok.ru/tourprom
- Туристические новости в Instagram: https://www.instagram.com/tourprom/