Суд обязал турагентства расплатиться по долгам Жемчужной Реки: как не попасть в такую ситуацию?
15.04.2019  14:15 11486

Суд обязал турагентства расплатиться по долгам Жемчужной Реки: как не попасть в такую ситуацию?

Юридически грамотные договоры между турагентством и туристом, информирование туриста вовремя о банкротстве туроператора, соблюдение элементарных правил, позволяющих доказать добросовестность турагентства и, соответственно, отсутствие сомнительных «финансовых маршрутов» - такие основные способы для турагентств обезопасить себя от расплаты за «грехи» обанкротившегося туроператора назвали юристы, оценивая барнаульский прецедент с «Жемчужной рекой».

Напомним, две туристки из Барнаула выиграли суды по искам о денежной компенсации за отмененные туры в Китай туроператора «Жемчужная река». При этом иски подавались не непосредственно к обанкротившемуся туроператору, но к продавцам туров – т.е. к турагентам. А ошибки в договорах между ТА и ТО позволили туристам выиграть этот суд. Впрочем, итоги суда могут быть и пересмотрены – апелляция наверняка последует.

Как сообщает местное информагентство «Банкфакс», первая туристка должна была полететь в начале января на остров Хайнань. 13 декабря 2018 года турагент «Путевка маркет», у которого и был приобретен тур, написал ей, что рейс на запланированную дату отменяется, но есть возможность перебронировать его на более поздние сроки или подать заявление об аннуляции тура, после чего в течение 30 дней деньги за нереализованную путевку должны были вернуть. Туристка выбрала второй вариант, но деньги так и не получила.

При этом, по словам туристки, турагентство не давало никаких объяснений, хотя «Жемчужная Река» уже была вычеркнута Ростуризмом из реестра туроператоров: туристу якобы «до последнего убеждали, что все будет хорошо». В итоге из-за несостоявшейся поездки ее семья потеряла 199 тысяч рублей.

В начале января туристка подала иск в барнаульский суд к турагенству, так как туроператор в договоре на покупку путевки указан не был. Третьими лицами по делу выступали туроператор «Тревел Дизайнерс», работавший под брендом «Жемчужной реки», и страховая компания «Орбита», в которой были застрахованы туры. По итогам разбирательства суд встал на сторону туристки, решив, что турагентство должно вернуть полную сумму путевки плюс пеню, моральную компенсацию, а также штраф. Однако турагентство вправе оспорить это решение.

Вторая пострадавшая таким же образом потеряла 85 тысяч рублей и, чтобы их вернуть, также обратилась в суд. При этом оказалось, что туристка по образованию юрист, поэтому сама вела своё дело от начала и до конца. «Всё не так просто с взысканием денег с турагента. Заявлялось не просто требование о возмещении убытков, а требование о признании договора незаключенным», - заявила туристка местным СМИ. Иск она подавала к местному турагентству, а в качестве третьих лиц опять же проходили СК «Орбита» и «Тревел Дизайнерс», плюс к ним добавилось ООО «Геркулес Трэвел», также аффилированная с «Жемчужной рекой». В итоге суд принял решение взыскать полную сумму тура, а также проценты за пользование чужими денежными средствами, компенсацию за моральный вред и штраф — в общей сложности около 130 тысяч рублей. Однако это решение также ещё может быть обжаловано.

При этом туристка заявила, что «не хотела бы навредить турагентству», но если подать в суд непосредственно на туроператора, то денег уже не получить - на руках будет только судебное решение и исполнительный лист, так как «Жемчужная река» находится в стадии банкротства. Также турист-юрист заявляет, что эта ситуация вскрыла серьезные проблемы в законодательстве. «В нем имеются лазейки в части страховки туров и ограниченной ответственности агента. Также не защищены и сами туристы. Обращает на себя внимание то, что ответственность понесли те, кто продал туры, а не сама «Жемчужная река». Пока всё останется в нынешнем виде, ситуации как с «Жемчужной рекой» будут повторяться, и никто не знает, с каким туроператором это случится в следующий раз», - резюмировала туристка.

Эксперты отмечают типичные ошибки турагентств, которые привели их к проигрышу в суде и потере денег. «Из текста новости следует, что турагенты допустили ошибки при заключении договора, что сделало их позицию в суде более уязвимой. В первом случае туроператор не был указан как исполнитель и привлекался к делу как третье лицо, то есть в отношении туроператора вообще не было выдвинуто никаких требований», - прокомментировал ситуацию Георгий Мохов, председатель правовой комиссии РСТ, основатель юридического агентства «Персона Грата». Причём данные ошибки, по оценкам эксперта, не являются уникальным случаем: в ЮА «Персона Грата» по итогам банкротств прошлого года накопилась большая судебная практика, и можно сделать неутешительный вывод – турагенты по-прежнему находятся в весьма невыгодном юридическом положении, несмотря на поправки к отраслевому закону, усилившие ответственность туроператора.

«Часто сами турагенты не соблюдают элементарных правил, позволяющих впоследствии доказать их добросовестный агентский статус: не указывают в договорах туроператоров или указывают неверные сведения о юридических лицах, проводят расчеты через третьих лиц или через личные платежные карты, несвоевременно уведомляют туристов о прекращении деятельности туроператора, и совершают ещё массу формальных ошибок, которые в последствии влияют на их ответственность. Многочисленные организации по защите потребителей с большим удовольствием пользуются возможностью в связи с массовыми банкротствами, получая положенные им по закону проценты от выигранных дел, а турагенты вынуждены расплачиваться за грехи туроператоров, несмотря на очевидную несправедливость данной ситуации», - резюмировал Георгий Мохов.

«Год назад Альянсом Туристических агентств была разработана инструкция по работе агентств. Она размещена на сайте Альянса. Если у турагентств нет желания следовать этой инструкции – то хотела бы обратить внимание на две основные вещи. Самое главное, турагенту нужно очень серьезно подходить к вопросу составления и оформления договора. Во-вторых, единственная безопасная для турагентства форма оплаты – это безналичный расчет. Если агент выбирает для себя формой оплаты безналичный расчет, а туроператор настаивает на другой форме оплаты, в этом случае туроператор обязан предоставить агентству соответствующий документ», - прокомментировала корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Наталия Осипова, исполнительный директор Альянса Турагентств.

Подписывайтесь на туристические новости от Турпрома в соцсетях:

Автор: Ирина Архарова Ирина Архарова

Подписаться на новости