26.03.2008 23:07
1728
Кто заплатит туристу за ущерб?
Проходящее в Красноярске судебное разбирательство между туристами и местным туроператором достойно того, чтобы на его суть обратили внимание остальные участники туррынка: безопасность бизнеса многих из них оказалась незащищенной от чрезмерных претензий туристов, и отвечать туроператорам придется даже за те моменты путешествия своих туристов, к которым они не имеют никакого отношения.
Так, недавно туристы красноярской туркомпании «Дюла тур» обратились в суд с требованием возместить им моральный и материальный ущерб за некачественно организованный отдых. Суть дела заключается в том, что во время пребывания в Таиланде туристы приобрели экскурсионный тур на реку Квай, где во время путешествия их лодка столкнулась с другой, в результате чего туристы потеряли часть своих личных вещей, а сами чуть не утонули.
По мнению туристов, происшествие случилось из-за несоблюдения сопровождавшими гидами мер безопасности. Как утверждают пострадавшие, их гиды представлялись сотрудниками «Дюла тур» и поэтому ответственность за ненадлежащее оказание туристических услуг должна понести красноярская туркомпания. Она же, естественно, была не согласна с обвинениями. Заключенный с пострадавшими договор о реализации туристического продукта включал только перевозку Красноярск-Бангкок-Красноярск и размещение в отеле, пояснили в туркомпании, и никаких собственных филиалов и представительств за рубежом «Дюла тур» не имеет. Любопытно, что перспективы этого судебного дела весьма неоднозначны, считают юристы. Если туристы смогут доказать какую-либо договорную связь организаторов экскурсии с туроператором, то шансы получить возмещение у них достаточно высоки, хотя по логике туроператор не должен отвечать за экскурсию, проданную не им. Однако житейская логика и логика законов не всегда совпадают.
Стоит отметить, что эта история является во многом типичной для туррынка, и такие случаи могут произойти и происходят на различных курортах. Кто же в таком случае на самом деле несет ответственность за все происшествия с туристами за рубежом, и как обезопасить свой бизнес от необоснованных претензий клиентов? С таким вопросом корреспондент инфогруппы «ТУРПРОМ» обратился к Анне Гладун, гендиректору юридической консультации «Визит». Как пояснила эксперт, в соответствии со статьей 9 Закона об основах туристической деятельности, «туроператор приобретает право на услуги, входящие в тур, на основании договоров с лицами, предоставляющими отдельные услуги, или с туроператором по приему туристов, обеспечивающим предоставление всех видов услуг, входящих в тур». То есть, туркомпания вполне может нести ответственность за действия своих контрагентов, пояснила эксперт, а если экскурсионное обслуживание или дополнительные услуги включены в турпакет, то тем более. Исключение составляют случаи, когда экскурсионные услуги оказывает зарубежная туркомпания, не имеющая никакого отношения к российским туроператорам. В этом случае туристам придется предъявлять претензии именно этой компании, причем все судебные разбирательства будут проходить на территории той страны, где эта компания и работает, отметила Анна Гладун.
Типичный пример такой ситуации, это февральская трагедия с нашими туристами в Таиланде, когда во время следования на экскурсию перевернулся туристический автобус (см. ленту новостей от 28.02.08). В этом случае иски по оплате дополнительных расходов, непокрываемых медицинской страховкой, когда например, турист становится инвалидом или нуждается в длительном лечении, должны предъявляться к тайской компании, организовавшей экскурсию. Однако в случае, если зарубежные партнеры состоят в договорных отношениях с российским туроператором или работают под его брендом, или услуга включена в турпакет, как например, трансфер на автобусе из отеля в аэропорт, то претензии по возникшим проблемам турист может направить уже в адрес отечественной туркомпании. В этом случае практически наверняка суд встанет на сторону туриста. В качестве и
Автор: