ФАС будет искать «лучшие цены» на Booking.com: пойдет ли Россия по пути Турции, запретив этот сервис?
Очередная жалоба в ФАС поступила на американо-голландский сервис онлайн-бронирования гостиниц Booking.com. На этот раз с жалобой выступила общественная организация «Опора России». Согласно её претензии, Booking.com, пользуясь своим монопольным положением, навязывает владельцам российских отелей политику так называемого «паритета цен». Напомним, что это уже не первая жалоба на данный сервис, поступившая российским «антимонопольщикам»: история тянется с 2015 года, когда против «Букинга» выступил отечественный туррынок. Но тогда власти спасовали против иностранных корпораций, хотя «прищучив» Букингком и других американцев, дали бы мощный толчок к реальному импортозамещению в сфере цифрового туризма. Впрочем, в этот раз общественники полагают, что надежда «прижать» американцев всё же есть.
В чем суть жалобы? Условие, выставляемое сервисом онлайн-бронирования отелей Booking.com о паритете цен при заключении договоров с гостиницами и хостелами противоречит антимонопольному законодательству. Фактически данное требование позволяет Букингкому предоставлять пользователям так называемую «гарантию лучшей цены», подразумевающую, что более низкая стоимость аналогичного номера с теми же датами заезда и условиями бронирования найдена быть не может. Именно это и заявлено в жалобе «Опоры России». При этом в отпускную цену заложена комиссия «Букинга», равная 15%, однако отель не может предложить на своем сайте цену дешевле (хотя бы на те же 15%), так как в результате нарушения соглашения гостиница понижается в общем рейтинге ранжирования и динамика бронирования в ней сокращается. А при систематическом нарушении Booking.com прекращает сотрудничество с отелем. Для гостиничного рынка это существенная угроза – на сервис приходится около 70% всех туристических запросов на отечественные гостиницы. Такая доля, по мнению «Опоры», делает положение Booking.com на российском рынке монопольным. Следовательно, говорится в письме, деятельность именно этой компании должна регулироваться законом о защите конкуренции.
При этом, как отмечают представители хотельеров, есть практика, что некоторые страны вводят законодательные ограничения на паритет цен. В частности, это произошло в Грузии. А в Турции Букинг вообще одно время запретили, а потом существенно ограничили его деятельность. Кстати, год назад многие предлагали заблокировать в России Booking.com наряду с Airbnb и TripAdviser в качестве контрсанкций, но у российских властей оказалась «кишка тонка», хотя таким шагом они дали бы импульс реальному импортозамещению в этой сфере.
Напомним, что в 2015 году турагентство «ОнлайнТур» (OnlineTur.ru) подало сразу 2 жалобы в ФАС из-за так называемых «лучших цен». Первая жалоба «ОнлайнТура» касалась нарушения Букингкомом Закона №135-ФЗ «О защите конкуренции», глава 2 (Монополистическая деятельность. Недобросовестная конкуренция), статья 10, часть 1, пункт 3 (навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора). Причина жалобы состоит в том, что Booking.com запрещает российским отелям выставлять в других каналах продаж цены меньше, чем на Букингкоме.
«Нам, как экспертам в области стратегического анализа, очевидно, что стремление Booking.com монопольно контролировать ценообразование российских отелей, представляет серьезную угрозу для будущего развития гостиничной сферы и альтернативных систем бронирования отелей в России», - пояснил тогда корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Андрей Бородин, основатель OnlineTur.ru. «Если российские регуляторы не предпримут ограничительные меры в отношении Booking.com, как это уже сделали власти Италии, Франции и Швеции, то влияние Booking.com на российские отели будет только усиливаться с каждым годом, что негативно отразится на кошельках российских туристах в конечном итоге», - подчеркнул эксперт.
Вторая жалоба касалась нарушения Закона №135-ФЗ «О рекламе», глава 1, статья 5, часть 1 (Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.) и часть 3 (Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: 4) о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;). Декларация на сайте Booking.com «Гарантия лучшей цены» и «Бронирование без комиссии» не соответствуют действительности и вводят в заблуждение российских потребителей, посчитали в компании ОнлайнТур. Для примера тогда были отобраны различные отели в Турции и проведен сравнительный анализ цен на сайте Booking.com с ценами ведущих российских туроператоров. У выбранных туроператоров цена туры была ниже, чем на проживание у Booking.com, несмотря на то, что в тур еще входит перелет, трансфер, питание и медицинская страховка. «При этом заявление «Бронирование без комиссии» можно также считать ложным, так как туристы платят отелям, а отели платят из этих денег комиссию Booking.com, которая нередко доходит 30% от стоимости номеров», - добавил эксперт. «То есть значительная часть средств, оплаченная туристами за проживание в отелях, перечисляется в Booking.com отелями в виде комиссии», - добавил основатель OnlineTur.ru. (Подробности читайте по ссылке: https://www.tourprom.ru/news/29951/) При этом в том же 2015 проводилось и исследование, в котором эксперты отельного поисковика Hotellook нашли несколько российских регионов, где цены «Букинга» вовсе не обязательно оказываются лучшими. Так, в Костроме, Липецке и Калуге лишь в 30% случаях ОТА (Online Travel Agency) предлагали действительно минимальную стоимость за ночь. Еще около 62% отелей в Краснодаре и Южно-Сахалинске было выгоднее бронировать через альтернативные Booking.com агентства. На пятом месте рейтинга Hotellook тогда оказалась Москва, где сервис гарантирует лучшую цену только в 40% гостиниц.
Отметим, что положительный пример борьбы с американо-голландским монополистом успешно продемонстрировала Европа: в декабре 2014 после длительных антимонопольных разбирательств во Франции, Италии и Швеции компания Booking.com согласилась исключить из своих контрактов с отелями пункт о «лучшей цене». Аналогичное разбирательство провели и власти Германии. А в Турции в 2017 году суд приостановил работу Букинга и связанных с ним ресурсов на территории всей страны. Тогда решение о блокировке было принято по иску Ассоциации Туристических Агентств Турции (TURSAB), которая обвинила сервис в нарушении закона о конкуренции. По словам представителей TURSAB, неправомерные действия Booking.com наносили вред местным турфирмам (подробности по ссылке: https://www.tourprom.ru/news/35436/).
Напомним, что аналогичную меру предлагали и в России. В апреле 2018 запретить работу в России этому сервису бронирования в ответ на антироссийски санкции США и ЕС предложил на тот момент глава туроператора «Свой туристический сервис» (СвойТС) Сергей Войтович. Письмо с соответствующим предложением он направил в Минкульт. Туроператор обращал внимание на абсурдную ситуацию, когда на российской территории гостиничный рынок оказался практически полностью монополизирован западными корпорациями – это не только мешает развиться отечественным проектам, но и подрывает суверенитет страны в этой сфере. Абсурдность ситуации ещё и том, что западные корпорации в ущерб российским получают поддержку у отечественных регуляторов рынка – у Ростуризма и ФАС.
По словам Сергея Войтовича, активное развитие сервиса Booking.com в России практически вытесняет российских туроператоров с «территорий» гостиниц. «Когда мы стали приходить в небольшие гостиницы, нам говорили: мы не очень заинтересованы в российских туроператорах, так как у нас есть Booking.com. И такая ситуация почти везде – группы и деловых туристов гостиницы ещё готовы принимать, но индивидуальные бронирования отданы Букингу», - рассказал Сергей Войтович.
Аналогичная ситуация по его словам сложилась и с крупными отельными цепочками: «Вы придете в любую большую международную сеть – Mariott, Hilton, Hyatt, и не сможете подключиться к системе продаж. По этой причине российский туроператор не может дать хорошую цену ни на одну приличную гостиницу международной цепочки по сравнению с Booking. У него даже нет возможности подключиться к этой системе. А Booking дает хорошие цены и условия российскому потребителю», - отметил Сергей Войтович. В итоге, по его словам, складываться абсурдная ситуация, когда 70% рынка монополизированы и их контролирует западная корпорация.
При этом эксперт подчеркивает, что сервису Booking.com давно не рады во многих странах. «Во Франции сайт обвиняют в ценовом давлении на отели и нарушении антимонопольного законодательства - жалобу в антимонопольную службу подал местный профсоюз UMIH, объединяющий работников ведущих отелей страны. Похожие обвинения были выдвинуты в Германии, Швейцарии, США и Англии. Сервис Booking.com уже был оштрафован почти на $700 тыс. за нарушение закона о конкуренции в Турции», - говорится в его письме в Минкульт.
«Формально американские сервисы Booking Holdings очень хороши, понятны и доступны для потребителей. Что может и должно быть примером для программистов и разработчиков, но никак не иностранной монополией. В России есть и, при ограничении работы американского сервиса, появятся другие, лучшие отечественные программные продукты сервисов бронирования. Это путь к импортозамещению. Прибыль от работы этих сервисов, оставаясь у российских туроператоров, даст возможность вкладывать деньги и усилия в развитие внутреннего туризма», - резюмировал в своем письме в Минкульт Сергей Войтович.
НАША СПРАВКА: Booking.com – интернет-сервис по бронированию отелей, был основан в Амстердаме в 1996 году. В 2005 году компания была приобретена за $133 млн американским холдингом «The Priceline Group». На данный момент штаб-квартира Букинга находится в Амстердаме. Чистая прибыль за последний год составила $2.3 млрд.
Автор: Петр Борисов