По следам «Турово»: Ростуризм предложил бороться с системой посредников авиабилетов
Изменение сложившейся системы оказания услуг авиаперевозки российским туристам в Болгарию, а именно ликвидацию «непрозрачных» цепочек посредников, считают в Ростуризме одной из необходимых мер защиты туристов. Такую оценку ведомство выдало в ответ на ситуацию с «Турово», из-за которой в Болгарии застряли порядка 1.5 тыс. российских туристов, которых «спор хозяйствующих субъектов» практически взял в заложники. При этом эксперты отмечают, что данная ситуация фактически опровергает распространяемое мнение о «безопасности» самостоятельных покупок билетов в интернете: значительная часть пострадавших – это купившиеся на демпиновые цены частники, заказавшие билеты через крупных онлайн-реализаторов. Кстати, на болгарском направлении случай с «Турово» уже не первая подобная история, причем даже в этом сезоне...
Напомним, сама ситуация произошла из-за «спора» двух хозяйствующих субъектов – «Турово» и «Ной Травел», последняя компания – болгарский посредник, через которого осуществлялось взаимодействие российских участников рынка с болгарским нацперевозчиком Bulgaria Air. Этот «Ной» досрочно прекратил сотрудничество с «Турово» из-за задолженности перед контрагентом. «Туристам придется второй раз оплачивать денежные средства. Ситуация такова, что «Турово» продавала билеты в минус практически весь сезон, часто по 30-50 евро в одну сторону, в итоге, естественно, не смогла расплатиться с посредником, представителем Bulgaria Air, который не выписал билеты, пустив их снова в продажу в аэропорту и через интернет-порталы уже по 280 евро, чтобы не потерять свои деньги», - ранее прокомментировал корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Алексей Маркелов, замдиректора туроператора «Балкан Экспресс». Эксперт подчёркивает, что продажа билетов отдельно от турпакетов вообще не имеет никакого отношения к организованному туризму, поэтому является темой для обсуждения в Росавиции, а не в Ростуризме.
При этом цены, которые называют эксперты, знакомые с «процессом», оказываются ещё более «говорящими» - они начинались буквально от 30 евро, а средний билет стоил всего около 3 тыс. рублей. Примечательно, что туристы-халявщики оказались удивительно «доверчивыми» к таким ценам и таким посредникам. «В целом бывает, что «горящие» билеты продаются по очень низким ценам, но турист должен проверить хотя бы факт существования этого билета, хотя бы через авиакомпанию», - отметил Дмитрий Горин, глава транспортной комиссии АТОР. В итоге такие туристы оказались в прямом смысле заложниками «спора двух хозяйствующих субъектов» и столкнулись с невозможностью воспользоваться оплаченной обратной перевозкой в Россию. При этом пока «рекорд» цен на вторично продаваемые билеты, по данным эксперта, уже доходит до 500 евро. Пока «на высоком уровне» решился вопрос с отправкой лишь детских групп, а остальное пока решается «в ручном режиме».
«Цепочка посредников в данном случае выглядела так: Bulgaria Air - болгарский посредник «Ной Травел» - российский оптовый продавец «Турово» - реализаторы и онлайн-продавцы чартерных билетов авиакомпаний», - рассказал Дмитрий Горин. При этом эксперт напомнил, что ситуация с «Турово» не первая на рынке. «Аналогичная история произошла, например, с компанией «Тур Отдых», потом с компанией «Морская Звезда» - и все эти ситуации случились на болгарском рынке. Что явно говорит о том, что с системой посредников там не всё здорово», - пояснил Дмитрий Горин.
Соответственно прокомментировал ситуацию и Ростуризм: «Федеральное агентство по туризму считает необходимым изменение сложившейся системы оказания услуг авиаперевозки российским туристам, отправляющимся в турпоездку в Болгарию, поскольку эта система, предполагающая многоуровневые цепочки посредников, существование многих из которых не имеет под собой экономических оснований, непрозрачные схемы и условия взаиморасчетов между ними, монополизацию некоторых сегментов рынка отдельными компаниями и заключение договоров с односторонними обязательствами, не защищающих интересы туристов, создает предпосылки для удорожания услуг и неисполнения обязательств перед потребителями», - заявили в ведомстве.
При этом, как отмечают эксперты, формально вроде бы туристы защищены. Так, согласно межправительственным соглашениям, российские туристы в частном порядке не могут приобретать билеты на рейсы Bulgaria Air. Формально туроператоры обязаны предоставлять туристам билеты туда-обратно. Хотя на сегодняшний день «Турово» не предоставило Ростуризму информацию, какое количество билетов на рейсы Bulgaria Air было реализовано этой компанией самостоятельным туристам, а какое – в составе пакетных туров, ведомство не забыло обратить внимание организованных туристов, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2014 №967 «О внесении изменения в Правила оказания услуг по реализации туристского продукта», если потребитель выезжает за пределы территории России, исполнитель (туроператор либо турагент) обязан не позднее 24 часов до начала путешествия передать потребителю билет, подтверждающий право на перевозку (в том числе чартерную) до пункта назначения и обратно. «Несоблюдение этого требования является основанием для привлечения исполнителя к административной ответственности», - отмечает ведомство.
Туроператоры, впрочем, отмечают, что доля туроператорского сегмента среди пострадавших невелика: «Вообще, это типичный результат деятельности множества интернет-порталов, чья деятельность, в отличие от туроператоров, никак не регулируется. Пока их суть работы - дешевле и ещё дешевле, поэтому подобные банкротства будут повторяться снова и снова. Поэтому очевидно, что нужно наводить порядок в интернет-продажах», - оценил Алексей Маркелов.
«Но самое неприятное, что такая ситуация все равно «рикошетом» попадает по туррынку, хотя речь идет в основном о так называемых самостоятельных туристах. Тем не менее, также «игры» наносят имиджевый ущерб авторитету авиакомпаний и агентам по продаже билетов. Стоит отметить, что до 70% авиабилетов сейчас продается через агентов авиакомпаний. Поэтому любые демпинговые игры на рынке очень опасны», - отметил Дмитрий Горин.
Поэтому, по оценке эксперта, проблему стоит решать на всех уровнях – авиакомпаниям стоит «задуматься» о качестве своих посредников. Возможно для того, чтобы сподвигнуть их к «размышлениям», нужно прибегнуть к помощи Росавиации (и иных высших сфер, так как в данном случае речь идет о болгарской компании). «Это не наносит перевозчикам финансового ущерба, но наносит имиджевый, и довольно серьезный, формируется мнение, что у этой компании лучше ничего не покупать», - отметил Дмитрий Горин. Соответственно, дальше из цепочки необходимо исключать недобросовестных посредников, которые «заранее» определяются по демпинговым играм и вероятным нарушениям закона об обратных билетах...
Но в целом основной уровень остается «низовым», на уровне конкретных туристов - спасение утопающих дело самих утопающих. «Еще раз хотелось бы подчеркнуть – «Турово» выдавал не требующийся по закону авиабилет, а некий «ваучер». Очень странно, что турист, купив билет в Болгарию за 746 рублей, даже не позаботился о том, чтобы ему этот билет прислали. В целом эта история «самотуристам» показывает, как опасно покупая билет, не проверить его статус», - резюмировал Дмитрий Горин.
Добавим, что любое турагентство может бесплатно разместить на своём сайте виджет погоды в виде красивой интерактивной карты, тем самым серьёзно улучшив восприятие своего интернет-ресурса со стороны потенциальных туристов. Так, если у вас на сайте есть раздел, посвященный Болгарии, то вставьте туда следующие виджеты:
- погода в Болгарии -
https://www.tourprom.ru/country/bulgaria/widgets-weather/ - погода в Бургасе -
https://www.tourprom.ru/country/bulgaria/burgas/widgets-weather/ - погода в Варне -
https://www.tourprom.ru/country/bulgaria/varna/widgets-weather/ - погода в Банско -
https://www.tourprom.ru/country/bulgaria/bansko/widgets-weather/ - погода в Софии -
https://www.tourprom.ru/country/bulgaria/sofia/widgets-weather/
А также виджет курса болгарского лева –
И виджет всех достопримечательностей Болгарии –
Автор: Яна Вараксина