Крах на Болгарском направлении: 2.5 тыс. туристов «Турово» остались без обратных билетов
24.08.2018  17:41 21464

Крах на Болгарском направлении: 2.5 тыс. туристов «Турово» остались без обратных билетов

Около 2.5 тыс. туристов, в основном самостоятельных, «застрявших» в Болгарии без возвратных билетов – таков, по итогам экстренного совещания в Ростуризме, итог конфликта авиаброкера «Турово» со своим болгарским консолидатором, компанией «Ной Трэвэл». Ситуация, по словам экспертов, усугубляется тем, что у туристов нет никаких гарантий защиты.

Как заявила в своем письме гендиректор «Турово» Ольга Кирякова (имеется в распоряжении редакции «ТУРПРОМ»), причиной ситуации стала «невозможность продолжить добропорядочный диалог и вернуться в рамки договора между ООО «Турово» и компанией-консолидатором рейсов, на которые были реализованы авиабилеты». Соответственно, по словам Киряковой было это вызвано «отказом от конструктивного диалога». Согласно претензии авиаброкера к своему контрагенту, причина в первую очередь – задолженность в размере 220 тыс. евро. При этом, как утверждается в письме, в рамках агентского договора еще от 01.11.17 был внесен депозит на этот сезон в размере 590 тыс. евро и «действия сотрудников компании указывают на отказ от использования депозита» - утверждается в претензии.

Вместо этого «Турово» получило 23 августа от контрагента требование выплатить образовавшуюся задолженность до 24 августа, про отсутствии выплат контрагент расторгает договор и отменяет вылеты всех пассажиров. При этом в «Турово» заявляют, что не отказываются от признания факта задолженности и готовы выплачивать ее частичными суммами по 30-50 тыс. евро.

«Крайними» в споре хозяйствующих субьектов, по-традиции, оказались туристы, в основном приобретавшие авиабилеты «Турово» через онлайн реализаторов чартерных билетов, таких как «Купи билет», «КликАвиа» и т.п. Соответственно, туристы на свои вопросы получают письма следующего содержания: «Вы купили билет на чартерный рейс туроператора ООО «Турово». 23.08.2018 туроператор ООО «Турово» проинформировал, что в связи с неспособностью выполнить свои обязательства, все заказы, с вылетом или возвратом начиная с 24.08.2018 аннулированы, услуги предоставлены не будут. Выполнение перевозки авиакомпанией находится вне установленной законом договором сферы ответственности clickavia.ru – мы никак не можем повлиять на этот процесс».

Ситуация усугубляется тем, что она пришлась на «вывозную неделю» перед началом учебного года, когда цены на билеты резко взлетают. Соответственно, так и не выписанные билеты второй раз ушли в продажу. «Туристам придется второй раз оплачивать денежные средства. Ситуация такова, что «Турово» продавала билеты в минус практически весь сезон, часто по 30-50 евро в одну сторону, в итоге, естественно, не смогла расплатиться с посредником, представителем Bulgaria Air, который не выписал билеты, но пустил их снова в продажу уже по 280 евро в аэропорту и через интернет-порталы, чтобы не потерять свои деньги», - прокомментировал корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Алексей Маркелов, замдиректора туроператора «Балкан Экспресс». Эксперт подчёркивает, что продажа билетов отдельно от турпакетов вообще не имеет никакого отношения к организованному туризму, поэтому является темой для обсуждения в Росавиции, а не в Ростуризме. «Вообще, это типичный результат деятельности множества интернет-порталов, чья деятельность, в отличии от туроператоров, никак не регулируется. Пока их суть работы - дешевле и ещё дешевле, поэтому подобные банкротства будут повторяться снова и снова. Поэтому очевидно, что нужно наводить порядок в интернет-продажах», - добавил собеседник.

В итоге Ростуризму пришлось созывать отдельное совещание «Турпомощи». «По традиции» ситуацию будут разрешать «в ручном режиме», тем более, что формально туристы не защищены. «Турово» занималась в большей степени реализацией билетов в Болгарию, большинство клиентов брали у них билеты через Клик.авиа, т.е. –то самостоятельные туристы, не покупавшие турпакеты. На данный момент 1.7 тыс человек остаются в Болгарии. Сейчас основной вопрос – получат ли обратные билеты пассажиры, которые должны вылететь на регулярных рейсах «Болгарский авиалиний». Сейчас ведутся активные консультации с авиаперевозчиком и посольством, нацеленные на защиту интересов пассажиров и туристов», - прокомментировал корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Дмитрий Горин, глава VIP-service.

При этом эксперт отметил, что сами рейсы летают, все туроператоры, имеющие на них блоки мест, благополучно загружают своих туристов. А вот клиентам «Турово» не повезло. «По нашей информации, эти билеты уже поступили в свободную продажу от заказчика рейса, а ранее оплатившие клиенты «Турово» билеты не получили. Причем только перевозка не попадает ни в механизм страховки, ни в область действия «Турпомощи», так как формально это не туристы, а просто пассажиры, купившие регулярные авиабилеты», - подчеркнул Дмитрий Горин.

По оценкам экспертов туррынка, причиной «выхода в минус» Турово могла стать общая ситуация по Болгарии. «Действительно, в этом году по Болгарии спрос хуже чем в прошлом и позапрошлом году. Это связано и с девальвацией рубля в начале апреля и повторно в начале августа, с девальвации турецкой лиры на 40% к доллару с начала года, и ростом евро к доллару с начала года, а также с Чемпионатом мира по футболу. Например, мы получили свыше 200 СПО от отелей Болгарии. Это означает, что и европейские туроператоры ориентировались на дешевую Турцию, а и количество рейсов на Бургас и на Варну значительно выше, чем в прошлые годы, несмотря на оптимизации программ, которые сделали некоторые туроператоры», - прокомментировал корреспонденту «ТУРПРОМ» Димитър Цонев, гендиректор туристической компании «Солвекс».

Однако, по его словам, ситуация демонстрирует опасность попытки «погнаться за дешевизной», особенно в кризис. «Сама ситуация с «Турово» крайне неприятная, и то что она случилась в конце августа на последние вывозные рейсы, крайне удивительно. Я компанию Турово не знаю как туроператора по Болгарии. Они ни на одной выставке по продвижению продукта Болгарии не участвовали, а продавали только билеты, и то через разные интернет сайты. Теперь клиентам трудно найти концы, кто у кого покупал», - отметил Димитър Цонев. По его словам, рекомендация в данном случае может быть одна: покупать туры и авиабилеты не где-то, а только у туркомпаний, которые доказали годами работы свою лояльность к клиентам и которые на туррынке не с вчерашнего дня. «Не надо покупать заведомо дешевые билеты на незнакомых интернет-площадках, это может очень дорого обойтись. Но думаю, выводы будут сделаны после этого сезона и со стороны руководства Ростуризма», - резюмировал Димитър Цонев.

Подписывайтесь на туристические новости от Турпрома в соцсетях:

Автор: Ирина Архарова Ирина Архарова

Подписаться на новости