ФНС решила обанкротить туроператора, арестовав его директора за налоговые махинации
Банкротство «Спб-Турс» инициировала налоговая инспекция в Санкт-Петербурге. Согласно информации Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленобласти, причиной обращения в суд стала задолженность более чем в 124,5 млн рублей. Иск о признании компании банкротом поступил 30 июля.
Напомним, 1 июня владелицу турагентства «СПб Турс» задержали по подозрению в уходе от налогов – сумма недополученного государством составляет 82 млн рублей, соответственно речь идет о преступлении предусмотренном ч.2 ст.199 УК РФ (Уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере, более 10 млн). При этом речь идет, в том числе, о скрытии части выручки при работе по упрощенной схеме. Юристы, комментируя ситуацию, отмечают, что речь вряд ли речь идет о целенаправленном внимании налоговиков к турбизнесу. Однако специфика туротрасли и её «понимания» госорганами, в том числе и налоговыми, приводит к имиджу «токсичного» бизнеса.
За владелицей турагентства «СПб Турс», которое занималось иностранными туристами и обеспечивало им экскурсии по Санкт-Петербургу, а также на побережье и по городам Балтийского региона, полиция пришла 29 мая. Предпринимательницу Викторию Роттер подозревают в уходе от налогов на сумму 82 млн рублей. По предположению следствия с 2013 по 2015 год она скрывала часть выручки, оформляя налоговую отчётность по упрощённой системе, а также уходила от уплаты налога на добавленную стоимость.
Возбуждено уголовное дело по статье «Уклонение от уплаты налогов». Как отмечают эксперты, дело также грозит судом и бухгалтеру турфирмы. «Преступление, предусмотренное ч.2 ст.199 УК РФ (Уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере, более 10 млн) наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Кроме того возникает обязанность по возврату недоимки с учетом пеней и штрафов», - процитировал позицию закона Георгий Мохов, член правовой комиссии РСТ, основатель юридического агентства «Персона Грата».
При этом эксперт подчеркивает, что ситуации усугубляется тем, что данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом, то есть лицо должно понимать противоправный характер своих действий, возможность наступления негативных последствий для государства и общества (в виде недополученных налогов), и сознательно желать их наступления. «Соответственно, при наличии в действиях главного бухгалтера всех вышеуказанных элементов состава преступления ему так же может быть вменено преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ, в таком случае речь пойдет уже о группе лиц, совершивших преступление», - отмечает Георгий Мохов.
По словам эксперта, не следует рассчитывать на то, что уйти от ответственности в данном случае позволит статья 42 УК РФ, относящая исполнение обязательных приказа или распоряжения к обстоятельствам, исключающим преступность деяния. «Во-первых, обязательность для главного бухгалтера конкретного распоряжения руководителя организации необходимо доказать. Во-вторых, как правило, они отдаются в устной форме. Кроме того, закон устанавливает, что лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. При этом, ссылаясь на принуждение со стороны руководителя, главный бухгалтер превращает обычное преступление в преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору, тем самым ухудшая свое положение и свою личную ответственность», - рассказал Георгий Мохов.
При этом эксперт также отметил, что в УК существует специальная норма, освобождения от уголовной ответственности. «Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ», - отметил Георгий Мохов. Кроме того, по его словам, в соответствии с ч. 1 ст. 78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:
- два года после совершения преступления небольшой тяжести;
- десять лет после совершения тяжкого преступления (ч.2 ст.199 УК РФ).
При этом эксперт подчеркивает, что данный прецедент не стоит считать целенаправленной атакой на турбизнес, однако «поостеречься» участникам туррынка все же стоит. «Не думаю, что данное дело связано с пристальным вниманием к турбизнесу, по крайней мере, никакой системной «борьбы» я не вижу. Тем не менее, у туристической деятельности действительно подмочена репутация, нас относят к «токсичным» видам бизнеса, часто имеющим признаки сомнительных операций, подпадающих под «антиотмывочный» закон 115ФЗ «О противодействии легализации/отмыванию доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма», - резюмировал Георгий Мохов.
Автор: Яна Вараксина