Воровство участилось: турагентствам рекомендуют обратить внимание на свой бренд
21.03.2018  18:12 9526

Воровство участилось: турагентствам рекомендуют обратить внимание на свой бренд

Российский рынок турагентств всё чаще сталкивается с проблемой увода бренда - «умные» новички регионального значения заимствуют имена известных турагентств, давно работающих на рынке, а затем через суд и ФАС добиваются «отъема честного имени» у прежнего хозяина бренда, который заранее не удосужился официально его зарегистрировать. Рассказавший корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» об этой проблеме Алексан Мкртчян, гендиректор сети турагентств «Розовый Слон», подчеркивает, что экономить на регистрации бренда действительно не стоит. Эксперты-юристы в свою очередь подчеркивают, что отстоять свой товарный знак всё же возможно, но это довольно утомительно и затратно.

«К сожалению, в России турагенты экономят на закреплении своего имени «за собой». В итоге складывается следующая ситуация – в небольшом городе какое-то турагентство Х работает 10-15 лет под своим брендом, но ленится зарегистрировать эту марку. Далее появляется более «умное», но наглое турагентство, которое закрепляет этот бренд за собой официально, а затем подает на старого хозяина иск в ФАС. «Срок давности работы» существования бренда на рынке ведомство не учитывает, т.к. согласно законам и правилам бренд принадлежит заявителю. В итоге «новичок» уводит всех туристов у старожила, который просто теряет своё имя, на которое работал 15 лет. Причем таких случаев по России десятки, если не сотни», - рассказал о сути дела Алексан Мкртчян.

Юристы в свою очередь отмечают, что ситуации бывают разные – бывают случаи, когда туристическая компания изменяла название и продолжала обслуживать всех своих постоянных туристов, и наоборот – теряла туристов, так как держалась за свой «бренд», который на самом деле был совершенно неинтересен туристам, ориентирующимся на цену и ассортимент турпродукта. Однако описанная проблема на рынке действительно есть, причем уже очень долго. «Речь идет о защите товарного знака или знака соответствия. Проблема эта далеко не нова и существует с 2006 года, когда была принята 4 часть Гражданского кодекса, регулирующая права на интеллектуальную деятельность и средства индивидуализации», - пояснил Георгий Мохов, основатель юридического агентства «Персона Грата», член правовой комиссии РСТ. По его словам, в туризме защита товарных знаков применяется редко, поскольку в большинстве случаев встречаются общеупотребительные названия, содержащие неохраняемые слова и словосочетания, например - тревел, туризм, путешествия, отдых, магазин путешествий и т.д. «Кроме того регистрация бренда не дешевая и длительная процедура. Когда разрабатывается индивидуальный логотип или интересное решение фирменного стиля, тогда имеет смысл регистрировать товарный знак как изображение или как смешанный вариант - текст и изображение», - отметил эксперт.

При этом эксперт рассказал, что в производстве юридического агентства «Персона Грата» было несколько споров, когда вновь зарегистрированный товарный знак был идентичен ранее используемому, и новый «владелец» предъявлял требования о прекращении использования и о возмещении убытков. «Это сложные дела, требующие экспертизы Роспатента. В случае необходимости можно доказать выставочный приоритет или подать на регистрацию измененный логотип, не допускающий визуального смешения», - отметил Георгий Мохов.

Соответственно, начинающим турагентствам эксперты предлагают заранее заботиться о «защите имени». «Я призываю с самого начало молодое турагентство подумать о принадлежности и регистрации своего бренда вовремя, как только они находят деньги на помещение и вывески», - резюмировал Алексан Мкртчян.

Подписывайтесь на туристические новости от Турпрома в соцсетях:

Автор: Ирина Архарова Ирина Архарова

Подписаться на новости