21.11.2007 21:51
2020
Олигархи «окольцовывают» российский турбизнес
Вслед за Алексеем Мордашовым, олигархом от сталелитейной промышленности, который, купив на прошлой неделе 3-х процентный пакет акций немецкого туристического холдинга «TUI AG», объявил о намерениях создать с немцами в России крупное туроператорское СП (см. ленту новостей от 20.11.07), свои планы в туризме озвучил другой российский олигарх - Александр Лебедев. Напомним, что депутат Госдумы Александр Лебедев является основным владельцем финансово-промышленной группы «Национальная резервная корпорация» (НРК), объединяющей около 100 компаний. В числе активов «НРК» находится 97% акций «Национального резервного банка», 25% акций «Ильюшин Финанс Ко», более 30% акций «Аэрофлота», 49% акций немецкого дискаунтера «Blue Wings», около 80% российского дискаунтера «Red Wings» (бывшие «Авиалинии 400»), а также ряд отелей в Германии и на Украине.
В интервью газете «RBKDaily» олигарх заявил, что «есть идея расширять гостиничные активы и объединять это направление с авиаперевозками и работой туроператора». Фактически, бизнесмен намерен построить вертикально интегрированный туристический холдинг, который включал бы почти все звенья производства турпродукта, за исключением розницы: туроперейтинг, авиаперевозку, гостиничный бизнес и обслуживание туристов. Причем не только на Украине и в Германии, где у олигарха уже имеются гостиницы и авиакомпании, но и в России. «Нужна более широкая сеть, закольцовывающая главные страны-«туристы» и страны, куда туристы едут. Есть компания-перевозчик в Дюссельдорфе, она ориентирована на маршрут Германия-Турция. Начал работу рейс Дюссельдорф - Санкт-Петербург. Следует объединять с помощью единого туроператора, перевозчика и владельца гостиниц Россию со странами Восточной Европы, бывшего СССР, Германией, Турцией, предоставлять большой объем услуг в этих сферах», - сообщил г-н Лебедев. При этом проект планируется реализовать в обозримой перспективе: «На организацию перевозок требуются годы. Приобретение (не строительство) гостиниц попроще, но трудно наладить управление. Продают нередко те, кто управлять толком не может. Горизонты планирования по таким проектам должны составлять 5-7 лет, не меньше, а окупаемость - 10 лет. Объемы инвестиций - не один миллиард долларов (самолеты, гостиницы, туроператоры)».
Эксперты турбизнеса считают, такие консолидирующие тенденции на российском туристическом рынке в ближайшие годы будут лишь усиливаться. «Это мировая тенденция – построение вертикально-интегрированных холдингов», - считает Алексей Каширский, замдиректора компании «Нева». Эту же точку зрения разделяет и Инна Бельтюкова, гендиректор компании «Капитал-тур»: «Тенденция такова, что через некоторое количество лет на российском туррынке останется не более 10 туроператорских компаний, которые будут определять рынок массовых туров. Это не считая нишевых туроператоров, которых может быть немало. Так вот, именно у этой десятки лидеров как раз и будут все шансы вырасти в по-настоящему вертикально-интегрированные холдинги. Они смогут эффективно интегрироваться либо с перевозчиками, либо с иностранными инвесторами», - сообщила эксперт. В тоже время, как отметила г-жа Бельтюкова, на Западе появилась противоположная тенденция децентрализации крупного туристического бизнеса: собственникам становится зачастую эффективнее разделить свой бизнес на независимые компоненты, чем иметь один единый высокозатратный и трудноуправляемый холдинг.
Любопытно, что на прошедшей в Лондоне выставке «World Travel Market» упорно циркулировали слухи об интересе туристического холдинга «Thomas Cook» к покупке одного из российских туроператоров. В связи с этим называлось несколько компаний, в том числе «Интурист» и «Капитал-тур». Впрочем, представители обеих компаний отказались подтвердить факт продажи своих акций, даже факт переговоров об их потенциальной продаже.
Автор: