В федеральных СМИ работу Ростуризма и Минкульта подвергли остракизму
С критикой работы Ростуризма и Минкульта и их попыток «продвинуть» внутренний туризм выступили некоторые федеральные СМИ. По их оценке, шанс на «перезапуск туротрасли» за время закрытых главных массовых направлений – Турции и Египта, был упущен: для внутреннего туризма всё осталось на уровне красивых слов и «комичных» конкурсов на туристический бренд.
Согласно
При этом «камнем преткновения» оказалась цена, вернее – отношение к вопросу ответственных за туризм властей: в то время как Турция активно субсидировала процесс возвращения российских туристов, ценовой вопрос для российских курортов до сих пор остаётся одним из самых больных, о чем, кстати, говорят и туроператоры. То есть доступная перевозка на эти курорты есть только из крупных городов, отечественные отели стандартно задирают цены, снижая их только к концу сезона, при этом качество отдыха продолжает остаться под вопросом для многих курортов.
И это только если говорить о привычных «морских» курортах, которые даже при снижении посещаемости без турпотока в любом случае не останутся. При этом, как отмечают эксперты турбизнеса, по прочим отраслям отечественного отдыха ситуация ещё более сложная. На «экскурсионку» в целом идет снижение спроса – так как средний потребитель подобных туров вынужден экономить, при этом какие-то новые программы остаются на уровне проектов. Причем речь идет о популярном Золотом Кольце – при этом, как подчеркивают в «КП», поддержки со стороны чиновников от туризма энтузиасты от отечественного турбизнеса, создавшие такие работающие бренды как тот же Великий Устюг, Мышкин и Плес, как не видели раньше, так и не видят до сих пор.
Что касается «планов и прожектов» чиновников относительно Байкала, Забайкалья и Дальнего Востока, то здесь развитие внутреннего туризма ограничилось тем, чем и предсказывал турбизнес – примерно ничем, за «маленьким» исключением. Например, в разработку проекта особой экономической зоны на Байкале вложено около 20 млрд рублей – однако по факту её просто не существует. «Одни туристские ОЭЗ конкурируют с другими кластерами, десятки миллиардов рублей вливают в заведомо нереализуемые проекты», - ставят диагноз в «КП».
При этом к реальному приему туристов не готовы не только «дальние севера». «В прошлогоднем июльском докладе Ростуризм по-честному признался в том, что Ростовская, Волгоградская, Самарская, Нижегородская области и Республика Мордовия вообще не готовы к увеличению турпотока. А ведь это города, принимающие Чемпионат мира по футболу года нынешнего», - отмечают эксперты.
При этом и «продвижение России за рубежом» усилиями чиновников от туризма не слишком-то окупается. По итогам 9 месяцев 2017 года к нам въехало на 3% меньше туристов (19.5 млн человек), чем за аналогичный период прошлого года. При этом эксперты подчеркивают – работа по продвижению российского направления ведется «для галочки», что легко увидеть на примере других стран. «В этом вопросе можно брать пример даже с Грузии, которая благодаря именно выставкам и чёткому позиционированию известна всему миру своими прекрасными туристическими возможностями. Теперь даже в небольшом посёлке недалеко от горы Казбек (вдали от виноградников и моря) можно встретить туристов со всех концов света. И если в 2005 году въездной туризм принёс Грузии 241 млн долларов, то в 2015 уже 1.94 млрд, став основой грузинской экономики. Рост более, чем в 8 раз за 10 лет», - отмечают в «КП».
При этом, как отмечают эксперты турбизнеса, ещё одна проблема в том, что рост росту рознь. Например, чиновники отчитываются об активном росте китайского турпотока – его действительно нетрудно заметить и невооруженным глазом, побывав у популярных туристических достопримечательностей России. Однако, например, в Иркутскую область китайцев приехало в 2.7 раза больше, чем в позапрошлом году, а вот налоговые поступления выросли только на 8%. «Где деньги, Зин?» - задаются вопросом в «КП». Ответ есть у российского туррынка, который неоднократно бил тревогу по поводу «серых схем» на китайском туррынке – фактически эти турпотоки ничего не приносят в бюджет России.
Вывод экспертов федеральных СМИ таков: в 2015 году россияне потратили на зарубежные поездки 35 млрд. долларов. Это более чем вдвое превышает объём экспорта российского вооружения. А ведь эти деньги могли бы остаться внутри страны, будь у нас подходящие условия.
«Пока эти люди окончательно не убили отрасль, ещё есть шанс вывести туриндустрию страны на новый уровень, сделать её значимой в масштабах всей экономики, просто создав мотивацию для инвестора (в той же Турции туроператоры получали поддержку в тяжёлые времена в объёме более 6000 долларов за каждый прибывший рейс), создав понятную стратегию развития отрасли, а не колхоз с губернаторами, считающими что туризм - это блажь, обязаловка и вообще несерьёзно», - заявляют в «КП».
Предложения тоже хорошо знакомы российскому туррынку – в первую очередь, это создание Министерства туризма, у которого должны быть четкие показатели результативности, за недостижение которых руководство может поплатиться портфелем, причем с прозрачной деятельностью. «Так может быть, правильнее было бы и вовсе ликвидировать Ростуризм и создать на его месте боеспособное подразделение, которое способно заткнуть за пояс ту самою пресловутую «нефтяную иглу»?», - резюмируют в КП. Также давно пора расстаться и с не справившимися чиновниками от туризма.
В принципе, для представителей туррынка, давно знакомых с реалиями работы Ростуризма, такие статьи «Америки не открывают». Вполне очевидно, что такие материалы являются косвенным признаком скорой замены руководителей этих органов. Также не стоит забывать и о скорых выборах президента, после которых правительство автоматом уйдет в отставку и начнётся формирование нового. Т.е. теперь главное – не допустить к туризму старые «кадры».
Автор: