«Калашников», пиво и тульский пряник – туристов зовут на заводы
Сразу несколько регионов России заявили о начале активного развития нового направления – промышленного туризма. Калининград, Самара, Удмуртия… Этот список можно продолжать. Однако оказалось, что речь идет о хорошо забытом старом направлении, которое получило новый толчок к развитию в нашей стране.
Это важный шаг к распространению информации о важнейших объектах показа и значимых предприятиях регионов, возможность для каждого жителя страны побывать на производствах, увидеть изнутри «промышленных гигантов» и познакомиться со всеми линейками выпускаемой ими продукции. Причем речь идет не просто о маркетинговой стратегии, но и во многом попытке сохранить историческое наследие, поддержать местные компании, рассказать о них как можно больше.
Политолог Александр Белоусов видит исключительно позитив в активизации данного направления. Он указывает на то, что многим заводам в регионах – сотни лет, поэтому они – самые настоящие памятники эпохи, причем с возрастом их ценность будет только возрастать: «Экскурсии же на современные производства – тоже увлекательные. Ижевск открыл двери автомобильного производства, а представляете, что будет, если, скажем, дадут посмотреть, как собирается автомат Калашникова?».
В помощь организации этого важного направления в регионах учрежден Совет по развитию промышленного туризма в России. Его цель – объединить турбизнес, промышленные предприятия и власть. Совет создан под эгидой Федерального агентства по туризму России. На сегодняшний день в него входят представители Алтайского, Ставропольского и Краснодарского краев, Свердловской, Тульской, Челябинской, Курганской, Калининградской и Новосибирской областей, Татарстана, Башкирии, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Москвы, Нижнего Тагила и Златоуста.
Генеральный директор фонда «Прикладная политология» Сергей Смирнов заявил, что промышленный туризм – перспективное направление, особенно в таких регионах, как, например, Удмуртия или Тульская область с их большим количеством оборонных заводов и всемирно известных оружейных брендов.
«Хотя в этих случаях могут возникнуть определенные проблемы с соблюдением режима секретности, но это уже технические вопросы. Гораздо важнее другое – на первых порах промышленный туризм может устойчиво развиваться лишь как дополнение к деловому туризму. Я с трудом представляю, кто поедет в другой регион смотреть на местный автосборочный или колбасный завод. А вот участники проводимой там межрегиональной или всероссийской конференции с интересом и с удовольствием съездят на такую экскурсию. Поэтому сейчас основными партнерами региональных и местных властей по продвижению перспективных объектов промышленного туризма должны стать именно организаторы таких мероприятий, а не традиционные туристические фирмы», - сказал Смирнов.
Руководитель Центра исламских исследований Северного Кавказа, политолог Руслан Гереев указал на то, что разные проекты реализуются в регионах России, связанные с развитием туризма.
«Например, Северный Кавказ в этой сфере имеет особый потенциал и положительную по всем направлениям специфику, но проблема в том, что в разные периоды под видом развития туризма пропихивались откровенно мошеннические проекты, исход которых оказался печальным – нет ни туризма, нет ни туристов. Так, республика Дагестан, имея структуры, призванные развивать туриндустрию как отрасль, не смогла продвинуться вперед. Многие эксперты связывают отсутствие динамики в развитии туризма с коррупцией», - посетовал Гереев.
Многим регионам еще только предстоит открыть для себя новые возможности сферы промышленного туризма.
Ярославская область, например, только планирует влиться в новое направление. Как рассказал представитель региональной власти, в регионе есть много интересных инженерных объектов, старинных заводов и современных производств, которые могут показать процесс создания товара или продукта. Интересно, например, будет посетить пивоваренный завод в Рыбинске, который работал еще в далеком 1879 году.
Интересный проект реализуется и в Удмуртии – он так и называется "Сделано в Удмуртии". По заявлению местных властей, он планируется к запуску в начале 2018 года. Пока туристам представят всего 2-4 производства. Среди них, вполне возможно, окажется и Ижевский автозавод.
Если для одних субъектов РФ промышленный туризм в новинку, то другие уже давно заняты в этой сфере и достигли определенных успехов.
Например, в Тульской области накоплен обширный опыт по взаимодействию предприятий оборонно-промышленного комплекса, вызывающих наибольший интерес у обывателей, с туристическим сектором. Тульские предприятиявключены в федеральную промышленную туристическую карту и открыты для широкого доступа. Председатель регионального комитета по развитию туризма Владимир Аллахвердов сообщил, что на некоторые объекты полная запись на несколько месяцев вперед, например, на молочный комбинат и пивоваренный завод.
Популярны также завод пастилы и производство легендарных тульских пряников. Обсуждается вопрос включения Дубны и Дубенского района в региональные туристические маршруты (на успешно развивающиеся предприятия ООО «Росбио» и ООО «Дубенский хлеб»). Стоит также отметить, что активно ведется подготовка экскурсий и для иностранных граждан, программы адаптируются и переводятся на другие языки. Региональные власти, в частности губернатор Тульской области Алексей Дюмин, считают промышленный туризм одним из приоритетных направлений развития туризма и прикладывают немало усилий для раскрытия потенциала региона.
Тульский успешный опыт не дает покоя и другим регионам. К примеру, уже 25 промышленных предприятий в Калининградской области готовы принимать туристов на экскурсии. На данный момент можно посетить «Ушаковские верфи» (производство яхт и катеров по голландским технологиям), кирпичный завод «Балкерамика», шоколадную фабрику «Белгостар», фабрику классической мебели ручной работы и арт-мебели «Максик» и другие компании разной направленности. Отправиться в необычный тур можно, обратившись в некоторые калининградские турфирмы и экскурсионные бюро.
В Самарской области 15 предприятий ждут посетителей «в гости». Среди них пивоваренная компания «Балтика» (там экскурсии проводятся уже с 2003 года, обустроена целая галерея, позволяющая осматривать основные этапы производства без нарушения санитарного режима), Жигулевский пивзавод, заводы «Кока-кола» и «Самарский Стройфарфор», Самарское пассажирское вагонное депо, Булочно-кондитерский комбинат, «GM-АВТОВАЗ», а также Самарский метрополитен. В скором времени представится возможность побывать на заводах «Нектар», «Кузнецов» и «Авиакор», фабрике «Весна», гипсовом и кирпичном комбинатах.
«Газпром трансгаз Самара» также предлагает экскурсии. Правда, ввиду особенного профиля предприятия, посетители имеют возможность посетить лишь музей, расположенный на 18-м этаже высотного здания на улице Ново-Садовой. Интересный турпродукт разработан ОАО «РЖД» - программа «От вагона до перрона» дает возможность побывать в пассажирском вагонном депо.
По мнению аналитика компании «Открытие Брокер» Тимура Нигматуллина, индустриальный туризм является перспективным направлением для развития в России из-за большого количества потенциально интересных в этом плане объектов. «Тем не менее, само по себе наличие объектов не отменяет необходимость масштабных инвестиций в транспортную инфраструктуру и, как минимум, обучение персонала этих объектов. В целом, доля этого рынка может составить до 5% при должном уровне инвестиций и подхода к позиционированию», - сказал эксперт.
Специалисты сходятся во мнении, что промышленный туризм имеет серьезный потенциал развития, однако многие регионы еще довольно слабо используют этот ресурс. Такое направление позволит заметно увеличить инвестиционную привлекательность территорий. Тем более успешные примеры реализации подобных проектов уже имеются.
Автор: