Закон о дебоширах принят в третьем чтении: как он повлияет на туристический рынок? Мнение юристов
29.11.2017  17:57 10518

Закон о дебоширах принят в третьем чтении: как он повлияет на туристический рынок? Мнение юристов

Закон об ограничении продажи билетов авиадебоширам прошел третье чтение в Госдуме и оперативно был одобрен в Совет Федерации. Эксперты подчеркивают, что от принятия этого закона в первую очередь выиграют пассажиры «курортных» туристических рейсов, так как именно на них происходит большая часть дебошей. При этом, скорее всего, юридических сложностей для турфирм этот закон не привнесёт, так как база «черных списков» дебоширов и механизм выявления «заблокированных» пассажиров в целом проработан, за исключением нескольких «скользких мест», вроде двойных паспортов. Также, по оценкам экспертов, закон будет носить скорее «предупредительный» характер. Юристы также отмечают, что иски от «недопущенных» на рейсы дебоширов маловероятны, однако исключить их нельзя, поэтому турагентам можно рекомендовать внесение соответствующих строк в договор.

Итак, после внесения изменений в Воздушный Кодекс российские перевозчики смогут отказывать пассажирам, попавшим в черный список за дебош на борту. Конкретно речь идет о статьях 6 статьи 11.17 КоАП (неподчинение командиру воздушного судна), а также положений статей КоАП, 213 (хулиганство) и 2671 (действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств). Осуществляться это будет следующим образом: от командира воздушного суда информация поступит к руководителю авиакомпании, соответствующую копию документа получит и «надебоширивший» пассажир до того, как он покинет воздушное судно. Далее итоговое решение об ограничении в перевозке дебошира будет принимать руководитель перевозчика на основании признания судом нарушения им вышеуказанных статей КоАП или УК РФ. Перевозчик получает копию вступившего в силу постановления или приговора суда и в течение 30 дней может ввести временный запрет на продажу авиабилетов дебоширу.

После этого данный пассажир не сможет попасть на борт авиакомпании в течение года. Причем он имеет право оспаривать решение в суде, а также должен быть допущен на борт при некоторых условиях – если он следует на лечение, если он сопровождает инвалида, а также «если пассажир возвращается в Россию, и полет на рейсе этой авиакомпании - единственная возможность сделать это».

Стоит отдельно подчеркнуть, что документ не делает различий между чартерными и регулярными рейсами. При этом экспертами закон в целом оценивается положительно – не секрет, что именно на туристических чартерных рейсах, особенно дальних, любители сверх меры «нагрузиться» горячительными напитками, к сожалению, встречаются чаще всего. Например, на туристическом рейсе в Хургаду произошел самый «прославившийся» дебош, героем которого стал Сергей Кабалов, после которого вопрос о черных списках и возник в общественном пространстве.

«Закон по авиадебоширам касается в том числе чартерной перевозки. В целом, прописан довольно четкий механизм, который после опубликования должен пройти дополнительные проверки. В том числе, там детально прописана процедура внесения пассажира в черные списки – то есть внесения его персональных данных в систему, на основании чего перевозчик будет вправе отказывать ему в перелёте», - прокомментировал корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Дмитрий Горин, глава тикитингового турагентства «VIP Service». При этом эксперт почеркнул, что при создании единой базы данных потребуется решить много технических нюансов, после чего при оформлении билета и появится функция отказа в перевозке.

При этом эксперты считают, что технически такая функция не будет слишком сложной. Сейчас туроператорские системы, например, не позволяют забронировать и оплатить путевку, если паспорт не соответствует требованиям страны по срокам действия. Аналогично система сможет учитывать и «черные списки» - при получении соответствующей информации от авиакомпаний. Среди «скользких» моментов эксперты отметили возможность вторых паспортов у туриста, а также технические ошибки.

При этом аналитики отмечают желательность того, чтобы отказ в продаже тура такому «пассажиру» приходил сразу, т.е. тур ему просто не подтверждался. Причем желательно – с указанием именно этой причины, что избавит от излишних хлопот и туроператора, и турагента.

«В этом случае турфирмам можно рекомендовать внести в договор пункт вида «Турист предупрежден об ответственности за противоправное поведение на борту воздушного судна, в том числе о праве перевозчика отказать в перевозке и об иных правах перевозчика», - отметил Александр Байбородин, глава юридической компании Александра Байбородина. По его словам, в целом иск дебошира к турфирме в связи с отказом перевозчика в перевозке маловероятен, но случаи бывают разные и такого поворота событий на 100% исключать нельзя. «Например, истории известны случаи, когда турист, имеющий долги на территории РФ и не выпущенный за границу, свои претензии адресовал почему-то турфирме, а не приставам или себе самому», - отметил юрист.

В целом же появление закона эксперты считают благом для туррынка. «Дебоши часто проявляются на пляжных рейсах, где очень много детей. При этом при дебоше на борту КВС может принять меры, в том числе произвести промежуточную посадку, что в первую очередь отражается на безопасности полета. И это помимо физических неудобств от такого «соседства», - отметил Дмитрий Горин.

При этом эксперт предполагает, что закон будет, скорее всего, иметь предупредительный характер. «Одна из причин возникновения дебошей – это уверенность в безнаказанности. Предусмотренные законом материальные потери плюс отказ в перевозке могут сработать для снижения количества таких случаев», - резюмировал Дмитрий Горин.

Подписывайтесь на туристические новости от Турпрома в соцсетях:

Автор:

Подписаться на новости