Эксперты: введение «электронных путевок» абсолютно бессмысленно
Ростуризм предложил туроператорам протестировать «электронную путевку», которая должна стать обязательной для всех участников рынка уже с 1 января 2018 года. Впрочем, как отмечают эксперты как туроператорского, так и турагентского рынков, провести полноценное тестирование и оценить все плюсы и минусы этого проекта за два месяца просто невозможно. При этом наблюдатели уверены, что введение «электронных путевок» вовсе не повысит защиту туристов (а именно эта цель декларируется как главная), а лишь прибавит головной боли турфирмам, а также профильным ведомствам, во внимании которых остро нуждаются совсем другие и более глобальные проблемы туристической отрасли. Более того, согласно инсайдерской информации, некоторые чиновники, связанные с внедрением электронной путевки, уже начали подыскивать наиболее легитимный способ взимания денег с турфирм за «пользование» этой системой.
Так, согласно сообщению, опубликованному на сайте Ростуризма, «электронная путевка» - это информационная система, в которую туроператоры будут вносить данные о бронировании и оплате турпродукта (пакетного тура). По каждому туру в системе формируется документ с уникальным номером – электронная путевка.
При этом в списке основных возможностей системы следующее: присвоение уникального идентификационного номера каждой проданной путевке; централизованный сбор и хранение данных о продаже турпродукта на всей территории России; оперативная проверка законности продажи тура; формирование статистической отчетности, а также оперативных аналитических отчетов о деятельности и развитии отрасли; контроль исполнения финансовых обязательств всех сторон, задействованных в приобретении и реализации турпродукта, а также оперативный государственный контроль деятельности участников туристического рынка.
«Электронная путевка гарантирует, что обязательства туроператора имеют финансовое обеспечение, достаточное для ведения туроператорской деятельности. С квитанцией электронной путевки можно будет обращаться в фонд персональной ответственности туроператора при Ассоциации «Турпомощь» в случае невыполнения туроператором своих обязательств», - пояснили в Ростуризме, подчеркнув, что электронная путевка гарантирует выполнение туроператорами обязательств перед клиентами.
Впрочем, сами представители турбизнеса категорически не согласны с таким заявлением профильного ведомства. «Я отношусь к этому проекту негативно, поскольку он проблем не решает. Кто хочет обмануть туриста, тот это сделает в любом случае. Им никак не помешают электронные путевки», - уверена генеральный директор туроператора «Ванд» Татьяна Ванд.
По её словам, изначально электронная путевка была задумана как инструмент для оперативного подсчета туристов в случае различных ЧП, оставшихся за рубежом, а также только планирующих улететь. «Но даже для этой цели такой инструмент как электронная путевка явно избыточен. О туристах всегда можно узнать либо через туроператора, либо через турагентства, которые оформляли туры», - подчеркнула эксперт. Более того, со времени начала разработки данного проекта прошло много времени, за которое туристический рынок успел кардинально поменяться – теперь от 20% до 50% турпотка, в зависимости от направления, приходится на так называемых «самостоятельных» туристов, которые бронируют свой тур по частям в различных интернет-сервисах, которые электронной путевкой не охватываются, а значит и информация о «самостоятельных» туристах регулятору отрасли так и останется недоступной.
«Именно по этой причине я уверена, что электронная путевка - это очередной прожект наших чиновников, который абсолютно не защищает туристов от возможности потерять деньги. Людям нужно, чтобы в случае непредвиденных ситуаций их вернули домой или вернули деньги за несостоявшуюся поездку. А электронная путевка и данные, которые будут храниться в Ростуризме, ни в коем случае к этой цели не приближают», - заключила Татьяна Ванд.
В свою очередь генеральный директор сети турагентств «Розовый Слон» Алексан Мкртчян уверен, что тестирование должно быть достаточно длительным и, что самое важное - на большом количестве субъектов. «То есть тестирование не должно проходить 1-2 месяца, это процесс, на мой взгляд, должен занять около года. И лишь когда у всех участников теста отпадут все вопросы, а подавляющая часть турфирм выскажется положительно о проекте, то только тогда можно окончательно вводить «электронную путевку», - пояснил он.
Впрочем, в нынешнем варианте, по мнению эксперта, «электронная путевка» уже вызывает вопросы. «Сейчас ведутся дебаты о том, как показывать стоимость путевки, и главное - надо ли туристам показывать прибыль турагентств. Мое мнение – эта информация является коммерческой тайной и разглашению не подлежит. Мы же, когда приходим покупать в ресторан пиццу, не знаем, сколько стоит вода, мука и другие ингредиенты. Мы не знаем, какая прибыль у владельца ресторана или магазина. Аналогичный вопрос можно задать туроператорам. Готовы ли они показать туристам, сколько стоит отель, авиабилет и сколько компания в итоге зарабатывает? Я думаю, ответ будет тоже отрицательный», - отметил г-н Мкртчян.
С этим согласна и Татьяна Ванд, обратившая внимание на избыточность данных, требуемых для заполнения электронной путевки – помимо всей информации о своих клиентах и их маршрутах, турфирмы вынуждают раскрывать коммерчески значимую информацию, которая всегда держится в секрете. Как распорядятся ей чиновники Ростуризма, не уйдёт ли она к конкурентам – вопросы, на которые пока однозначно ответить вряд ли возможно…
Подписывайтесь на туристические новости от Турпрома в соцсетях:
- Канал новостей в Telegram: https://t.me/tourprom
- Туристические новости в Facebook: https://www.facebook.com/tourprom.ru
- Туристические новости в ВКонтакте: https://vk.com/tourprom
- Туристические новости в Twitter: https://twitter.com/tourprom
- Туристические новости в Одноклассниках: https://ok.ru/tourprom
- Туристические новости в Instagram: https://www.instagram.com/tourprom/