Ураган «Ирма» и другие катаклизмы: юристы дают советы турагентствам как избежать претензий туристов
Разбушевавшийся в Доминикане ураган «Ирма» взял на пару дней в «заложники» около 5 тысяч российских туристов. Не исключено, что часть из них предъявит по возвращению в Россию иски к своим турагентствам, апеллируя к тому, что не были заранее предупреждены об опасностях надвигающейся стихии. Во всяком случае, угрозы на этот счет турфирмы уже начали получать. Впрочем, профильные юристы отмечают, что особых оснований для предъявления претензий у туристов всё же не имеется. Тем не менее, эксперты готовы дать турагентствам советы о том, что стоит предпринять, чтобы «застраховаться от стихии» и подобных исков.
Примерный вопрос от турагентств, который возникал в профильных сообществах в соцсетях, звучит так. «У меня вопрос, как защититься от претензий туристов, связанных с ураганом в Доминикане. Туристы вылетали 06.09 в 00:10. Никаких предупреждений от туроператора не было. После чего туристка сообщила, что от турагентства не было ни одного предупреждения про погоду, но она уверена, что в турагентстве в курсе того, что происходит в Доминикане. А также заявляет, что по приезду обратится к юристу и, возможно, в суд».
Напомним, что ураган «Ирма» туристам в Доминикане рекомендовано Ростуризмом пережидать, не покидая отелей. Принимающие турфирмы также рекомендуют туристам не покидать территорию отелей и не купаться в море. Эвакуации туристов не проводится – об этом сообщили в Ассоциации Туроператоров России (АТОР). При этом, по соображениям безопасности до 8 сентября отменены все экскурсии в Доминикане, а также закрыт аэропорт.
Туристам, чем вылет на родину намечен на 7 сентября, придется задержаться в отеле до возобновления работы аэропорта. Отмененные рейсы будут выполнены позднее. Предположительно, это произойдет 8 сентября и чуть позже.
Юристы, в свою очередь, подчеркивают, что при возникновении такой ситуации турагенту необходимо в первую очередь помнить о своих правах и обязанностях. «А именно - обязанность и сфера ответственности турагента - забронировать и оплатить тур, а также транслировать туристу информацию, поступающую от туроператора. Эта обязанность выполнена», - прокомментировал Александр Байбородин, глава юридической компании Александра Байбородина. Соответственно, и решение об оказании услуг и об их безопасности для туриста принимает туроператор.
Кроме того, отмечает эксперт, вероятность туриста выиграть суд против турагента, невысока. «Ураган является форс-мажором, а согласно ст. 401 ГК РФ, форс-мажор является основанием для освобождения от ответственности. Кроме того, на что могут ссылаться туристы при обращении с претензией или в суд? Допустим они будут ссылаться на запрет оказания услуг, предоставляющих опасность для туристов (ст. 7 Закона О защите прав потребителей). Но на момент начала поездки турагент свои услуги по бронированию и оплате уже оказал, и разумеется, все его услуги были безопасны», - отметил Александр Байбородин. В итоге юридически оснований для предъявления турагенту требований и претензий о возмещении убытков в связи с ураганом не имеется.
«Вероятность того, что суд встанет на сторону туриста, невысока. Но если подобная ситуация с судебными претензиями возникнет, нужно обязательно участвовать в суде, активно защищаться – известна масса случаев, когда турагенты не ходили в суд по вроде бы «выигрышному» делу, а потом получали исполнительные листы», - подчеркнул Александр Байбородин.
Подписывайтесь на туристические новости от Турпрома в соцсетях:
- Канал новостей в Telegram: https://t.me/tourprom
- Туристические новости в Facebook: https://www.facebook.com/tourprom.ru
- Туристические новости в ВКонтакте: https://vk.com/tourprom
- Туристические новости в Twitter: https://twitter.com/tourprom
- Туристические новости в Одноклассниках: https://ok.ru/tourprom
- Туристические новости в Instagram: https://www.instagram.com/tourprom/