Минтруд решил позаботиться о туристах-инвалидах: туроператоров ждут очередные траты
Изменения в закон о правах потребителей в пользу пожилых людей и инвалидов, которые предложил ввести Минтруд, для турбизнеса чреваты новыми затратами и немалыми штрафами. Так новую инициативу чиновников оценили юристы. Однако эксперты подчеркивают, что реальных претензий к турфирмам будет немного: сейчас на практике дела, связанные с претензиями пожилых туристов, составляют едва ли 10% от общего числа, и в ближайшем будущем это вряд ли изменится – пожилые, и особенно инвалиды клиентами турфирм становятся довольно редко.
Предложенный Минтрудом законопроект предполагает обязать производителей информировать пожилых людей и инвалидов о получаемой ими услуге доступным путем. В частности, по данным МК, туроператоров обяжут искать гостиницы и подготавливать экскурсионные туры с учетом имеющихся у инвалидов потребностей. Также, например, закон минимизирует риск для людей с ограниченными возможностями столкнуться с неприятными ситуациями, например, отказом перевозчика в посадке в самолет лишь на том основании, что там нет специальных мест. Однако, как отмечают эксперты, поправки пока «сырые».
Однако в части «наказаний» уже всё расписано довольно подробно: вдобавок к поправкам в «Закон о защите прав потребителя» Минтруд подготовил и соответствующие изменения в Кодекс об административных нарушениях. Так, если нарушение прав обычных потребителей карается штрафом в 5’000 рублей, то аналогичные «деяния» в отношении инвалида, пожилого человека или несовершеннолетнего будет наказываться бОльшей суммой: физических лиц обяжут заплатить от 5 до 10 тысяч рублей, должностных - от 20 до 40 тысяч, а юридических - от 100 до 600 тысяч рублей. Штрафовать нарушителя можно будет только в том случае, если удастся доказать, что он знал об особом статусе клиента.
«С одной стороны, забота о данных категориях населения – здравое начинание. Как ни крути, а это самая незащищенная категория лиц.С другой стороны – не проходит и года, как на бизнес ложатся новые поборы.Я уже представляю появление компаний, предлагающих турфирмам, разумеется не бесплатно, услуги по переводу технической документации на язык Брайля или услуги выездного сурдопереподчика», - прокомментировал корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» ситуацию Александр Байбородин, руководитель юридической компании Александра Байбородина. Эксперт подчеркнул, что по логике, справедливо было бы и предоставлять компаниям налоговые льготы при продаже услуг льготным категориям. Соответственно, за счет этих льгот, а вовсе не из своего кармана, компании могли бы повысить уровень сервиса для льготников.
«Кроме того, в очередной раз вызывают удивление размеры штрафов для турфирм. Конечно, для «мастодонта» из первой десятки штраф и в 600’000 рублей может быть не сильно ощутимым. Но для небольшой туристической компании штраф даже в 100-200 тысяч может стать ощутимым или даже критическим ударом, - подчеркнул Александр Байбородин.
Впрочем, по словам эксперта, в реальной юридической практике случаев, связанных с претензиями или судами с указанной категорией лиц – инвалидов или пожилых людей, относительно немного. «Если мы говорим о пожилых людях, то это не больше 10% от общего числа претензий. Если об инвалидах – это буквально один случай в год. И это вряд ли повод для радости – видимо положение этой категории граждан, в основной массе, настолько печальное, что и путешествуют они немного», - резюмировал Александр Байбородин.
Подписывайтесь на туристические новости от Турпрома в соцсетях:
- Канал новостей в Telegram: https://t.me/tourprom
- Туристические новости в Facebook: https://www.facebook.com/tourprom.ru
- Туристические новости в ВКонтакте: https://vk.com/tourprom
- Туристические новости в Twitter: https://twitter.com/tourprom
- Туристические новости в Одноклассниках: https://ok.ru/tourprom
- Туристические новости в Instagram: https://www.instagram.com/tourprom/