Почему туристы отказываются от экскурсионных туров по России?
11.08.2017  16:55 23572

Почему туристы отказываются от экскурсионных туров по России?

По данным Российского Союза Туриндустрии (РСТ), за первые шесть месяцев этого года спрос на внутрироссийские экскурсионные туры сократился на 40%. Туроператоры такую неутешительную статистику подтверждают. Однако эксперты, опрошенные корреспондентом «ТУРПРОМ», подчеркивают, что интерес к познавательным путешествиям меньше не стал, просто наши соотечественники всё чаще планируют свой отдых самостоятельно.

«Что касается озвученных РСТ данных, то я могу их подтвердить – мы тоже отмечаем значительное снижение продаж экскурсионных туров по России. С моей точки зрения, это не говорит о том, что интерес к познавательному туризму у россиян снизился. Дело тут в другом», - говорит Людмила Сысойкина, заместитель гендиректора туроператора «Солвекс». По её словам, сейчас у россиян востребованы более длительные программы, поэтому они реализуют свои познавательные потребности в рамках «отдыхательных» туров. «Как раз с этим сейчас никаких проблем нет. В большинстве регионов России, включая черноморские курорты, ассортимент экскурсионных программ очень обширный – познавательные, развлекательные, исторические, культурологические и т.д. То есть получается, что покупать отдельно экскурсионный тур многим просто не нужно», - пояснила она.

В целом же, по словам г-жи Сысойкиной, наши соотечественники чаще всего обращаются к услугам турфирм за «чистой» экскурсионкой в период межсезонья и на праздничные даты, а это довольно короткий период. «В летнее время большое число туристов, которые любят динамичный отдых, садятся семьями в машины и колесят по России. Таких примеров очень много. К сожалению, не существует глобальной статистики, но деятельность туристических информационных центров (ТИЦ) в регионах России это подтверждает», - уверена эксперт.

К слову о ТИЦ. С их появлением, по мнению Людмилы Сысойкиной, жизнь любителей самостоятельных поездок по России значительно облегчилась. «Поскольку куда бы мы не поехали, будь то Пермь, Углич, Суздаль, или, например, Ярославль, мы видим, что работа региональных ТИЦ уникальна. Там есть все от карт до организованных экскурсий и рекомендаций по гостиницам. Поэтому это большое подспорье самостоятельным туристам», - сказала она, отметив, что в итоге статистика туроператоров, конечно, объективна. Однако наличие интернета и разного рода информационных порталов позволяет туристам без проблем планировать любые маршруты и уникальные экскурсии, которые не найти в списке экскурсионного бюро. «Сейчас далеко не каждый человек согласится ехать в экскурсионный тур. Это либо пенсионеры, любо люди, которые по каким-то причинам не хотят путешествовать самостоятельно. Им нужно, что бы кто-то организовывал ночлег, питание, экскурсии, чтобы у них был порядок во всем. Но все больше и больше растет число людей, которые предпочитают свободные путешествия, где они ни к чему не привязаны», - поясняет эксперт.

В завершении г-жа Сысойкина добавила, что еще одна причина, из-за которой туристы стали вообще реже путешествовать – это финансовая составляющая. «А тот путь, о котором я говорила выше, он значительно удешевляет экскурсионные программы. То есть все опять упирается в финансовые возможности», - заключила эксперт.

В свою очередь в пресс-службе туроператора «Алеан» также констатировали, что спад в «экскурсионке» действительно есть. В компании его фиксируют на уровне 20-25%. «Основной причиной послужило появление доступных вариантов отдыха на зарубежных направлениях», - пояснили в «Алеане», добавив, что наибольшей популярностью в России пользуются экскурсионные туры в Санкт-Петербург, по Золотому кольцу, Казани и Байкалу. А вот основное падение спроса пришлось на экскурсионные направления Калининградской области, Крыма, Карелии, Алтая и Урала.

В компании «Ванд» со своими коллегами согласны. «Снижение продаж в экскурсионном сегменте в целом составило от 30 до 50%. Хорошо востребованы Питер, Казань и Калининград, а вот Карелию в этом году бронируют гораздо меньше. И по Золотому кольцу реже выезжают. Этим летом больше интереса у туристов к отдаленным регионам – Сибири, Дальнему Востоку, Алтаю и Уралу. Однодневные туры очень плохо набираются»,- говорит руководитель российского департамента туроператора Ирина Астахова.

По словам эксперта, одной из причин спада, является возвращение Турции. «Также влияет постоянный рост цен на продукты, товары потребления, ЖКХ, транспортные услуги, а зарплаты остаются, в лучшем случае, прежними – у людей хватает денег только на отдых один раз в году», - пояснила г-жа Астахова, добавив, что свою роль также играет нестабильная погода этим летом, а также дороговизна авиа и ж/д билетов по внутренним направлениям. «Динамическое ценообразование – кошмар для туристов!», - подчеркивает Ирина Астахова. Еще одним фактором, по мнению эксперта, стало большое количество бесплатных культурно-массовых и фестивальных мероприятий в Москве.

Впрочем, руководитель туроператора «Ост-Вест» Наталия Твердышева, напротив, говорит о серьезном спаде на питерском направлении, а также по Москве. По её словам, гостиницы Северной столицы в этом году загружены очень низко. И это происходит впервые. «Поскольку в основном мы занимаемся детским туризмом, то одной из основных причин снижения спроса в этом сегменте является транспорт – новые правила, по которым нужно подавать в ГАИ заранее все сведения о предстоящей поездке. И если вдруг автобус, например, ломается, и его нужно срочно заменить на другой, то сделать это практически невозможно. В целом это большие сложности, и многие транспортные компании отказываются работать с детскими перевозками», - поясняет она.

Если говорить по Санкт-Петербургу, по словам г-жи Твердышевой, эйфория прошлого сезона дала повод гостиницам города сильно повысить цены. «Они были обрадованы высокой загрузкой прошлого года, и все подняли цены. Во многом такие предложения стали уже неадекватными, и туристы стали переориентироваться на другие направления», - отмечает руководитель «Ост-Вест».

Еще одной причиной спада спроса на экскурсионные туры, по мнению Наталии Твердышевой, стала стабилизация курса рубля – часть туристов отдала предпочтения заграничным направлениям. «Например, у нас в этом году очень хорошо продаются автобусные туры по Европе», - сказала она, отметив, что аналогичная негативная тенденция отмечается и в сегменте детских лагерей, особенно в Краснодарском крае.

Добавим, что любое турагентство может бесплатно разместить на своём сайте виджет погоды в виде красивой интерактивной карты, тем самым серьёзно улучшив восприятие своего интернет-ресурса со стороны потенциальных туристов. Так, если у вас на сайте есть раздел, посвященный России, то вставьте туда следующие виджеты:

  А также виджеты ТОПа достопримечательностей

Автор: Елена Калиновская

Подписаться на новости