Эксперты: китайский туризм в России ушел в подполье, вывести его из «тени» смогут только жёсткие меры
26.07.2017  12:56 22264

Эксперты: китайский туризм в России ушел в подполье, вывести его из «тени» смогут только жёсткие меры

Бравурные рапорты чиновников о стремительном росте китайского турпотока в России оказались очковтирательством: туристы из Поднебесной лишь расходуют ресурсы нашей страны, абсолютно ничего не привнося взамен – практически всю цепочку по обслуживанию китайских туристов, а это трансферы, питание, гиды и экскурсии, шопинг, и частично проживание в отелях и авиаперелеты, держит в своих руках китайская диаспора. При этом китайцы в России работают исключительно «в черную» – все расчеты за их услуги происходят на территории Китая, поэтому в Россию деньги за китайских туристов даже не попадают, и это не говоря о налогах – об их уплате речи вообще не идёт. Более того, китайский околотуристический бизнес начал активно вытеснять отечественный – началось всё с гидов, а теперь начитает активно распространяться на рестораны, транспортные компании, магазины и даже отели. Эксперты отмечают, что данную проблему власти должны начать решать безотлагательно и предельно жестко, однако тут вряд ли возможно будет обойтись без межправительственных договоренностей на самом высоком уровне. 

Напомним, что в прошлом году Россию посетило более 1.2 млн китайских туристов, что превысило показатели за 2015-й на 15%. В этом году положительная динамика сохранилась, однако представителей российского турбизнеса такой приток туристов из Поднебесной совсем не радует – участники ранка все чаще и чаще говорят о том, что никакой прибыли от гостей из Китая российская сторона не получает. Более того, вместо того, чтобы знакомиться с культурой России, жители КНР активно насаждают свою. 

Тут стоит отметить, что одним из самых востребованных направлений для китайцев был и остается Санкт-Петербург: только за полгода оборот рынка китайского туризма в Северной столице составляет 20 млрд рублей. Однако, как показало расследование «Фонтанки», никаких плюсов от своей популярности город не получаетпо данным издания, благодаря теневым схемам китайских туроператоров фактически все деньги от их туристов остаются в Поднебесной, практически не поступая в региональный бюджет. 

О том, что в городе процветает китайская «мафия», говорят уже довольно давно. «Не секрет, что китайские туристические группы предпочитают смотреть на петербургские достопримечательности снаружи, и очень редко покупают билеты, чтобы попасть внутрь. Исключение составляют только Эрмитаж, Екатерининский дворец с янтарной комнатой, в лучшем случае - фонтаны Петродворца», - отмечает в своем расследовании «Фонтанка». 

Также заработать на китайцах не могут и лицензированные российские гиды – все группы из КНР работают исключительно со своими же экскурсоводами, естественно, нелегальными. «Российские гиды владеют китайским, но не вписываются в систему, в которой гид, чтобы получить в свое распоряжение группу, должен заплатить владельцу турфирмы «страховку», размер которой может превышать 10 тысяч долларов за сезон. Эти расходы он отбивает за счет сувенирных магазинов. Там туристам предлагают купить украшения и поделки из янтаря», - пишет издание. 

Естественно, магазины эти также принадлежат китайцам, и также нелегальным. При этом цены в таких магазинах обычного туриста могут просто шокировать – стоимость изделия из затвердевшей смолы может достигать нескольких миллионов рублей. А 33% от цены проданного товара получает тот самый гид, который привел группу. Тут стоит отметить, что обычным путешественникам с улицы в такой магазин не зайти – их просто не пустят, сославшись на сломанную кассу или еще что-нибудь. В итоге о подпольных янтарных магазинах знают только «свои» 

Самое интересное, что в самом Китае действует строгий закон о туризме: согласно нему граждан КНР нельзя водить в магазины, цены в которых превышают средние по городу более чем на 20%. Если турист сможет доказать обман, то турфирму обяжут выплатить ему компенсацию — вплоть до 10-кратного размера суммы покупки. 

В итоге получается, что хотя бы на бумаге, но с подобными схемами борются даже китайские власти. А вот в России этого почему-то не происходит – мимо бюджетов проходят огромные суммы, что является не только упущенной выгодой для страны, но и прямым убытком, ведь китайские туристы фактически бесплатно для России и её граждан пользуются нашими ресурсами. При этом эксперты подчеркивают, что такая ситуация на рынке длится уже много лет. 

Более того, в серой схеме задействованы не только магазины, но и подпольные рестораны, которыми владеют также китайцы, и доступ в которые также открыт исключительно для жителей Поднебесной. Впрочем, в большинстве случаев зайти в заведение с китайской кухней обычному туристу просто не придет в голову, поскольку у таких ресторанов нет вывесок. «Рестораны работают по серым схемам: им заказывают меню, сообщают число гостей, а оплата происходит ближе к концу сезона. Деньги переводит турфирма на банковскую карточку владельца – она, конечно, в Китае зарегистрирована», - рассказала в интервью «Комсомольской правде» на условиях анонимности гид-переводчик, работающая с группами из Поднебесной. 

Эксперты считают, что победить эту порочную систему можно только с помощью договоренностей на самом высоком уровне. «Было очевидно еще пять-шесть лет назад, когда пошел скачок китайского турпотока, что они будут делать под китайские группы свои магазины, рестораны, гостиницы, организовывать транспорт и экскурсионкуЭто свойство китайского турбизнеса - они замыкают все денежные потоки внутри своих компаний, это не только в России, то же самое происходит и в других странах», - рассказал корреспонденту «ТУРПРОМ» член Правления Российского Союза Туриндустрии (РСТ), председатель Правовой комиссии РСТ, учредитель юридического агентства Персона Грата Георгий Мохов, ранее бывший замруководителя Департамента по туризму Москвы.  

По его словам, иногда даже расчеты за все китайские группы происходят в Китае - нет никакого транзита денег. «Деньги не передвигаются по расчетным счетам и выпадают из-под нашего банковского и налогового надзора. Как итог - миллиарды проходят мимо. Ситуация так и будет развиваться, если не будут приняты какие-то жесткие меры, ограничивающие деятельность нелегальных точек торговли, питания, проживания, введен специальный контроль за движением денежных средств. Проблема в том, что они легко легализуются и легко договариваются с проверяющими органами. Всё-таки нужно понимать, что речь идет о больших деньгах. Без соответствующих решений на высоком иерархическом уровне, желательно межгосударственном, ничего не решится», - уверен Георгий Мохов. 

В завершение напомним, что не так давно Ассоциация гидов-переводчиков обратилась в ФАС с жалобой на принимающие компании Санкт-Петербурга, обслуживающие туристов из Китая. Тогда член организации Константин Яхонтов также отметил, что в данный момент в городе возникли так называемые этнические картели, в которые входят гостиницы, рестораны, магазины, а также транспортные компании, от деятельности которых бюджет Северной столицы не получает ни копейки. 

Добавим, что любое турагентство может бесплатно разместить на своём сайте виджет погоды в виде красивой интерактивной карты, тем самым серьёзно улучшив восприятие своего интернет-ресурса со стороны потенциальных туристов. Так, если у вас на сайте есть раздел, посвященный Санкт-Петербургу, то вставьте туда следующие виджеты: 

А также виджеты достопримечательностей: 

Автор:

Подписаться на новости