На Алтае с туристов решили взимать курортный сбор только в Белокурихе
Экспериментировать с курортным сбором в одном из регионов его введения – Алтайском крае решили в ограниченном режиме – управление Алтайского края по внешним связям, туризму и курортному делу сообщило, что сбор пока планируется взимать только на территории курорта Белокуриха. «Мы должны посмотреть, как этот механизм работает. Когда мы поймем, что это несет положительные последствия, мы примем решение о распространении данной практики на другие площадки региона», - прокомментировал глава управления Юрий Захаров.
По его словам, на данный момент также готовится список объектов, на развитие которых направят средства, полученные от курортного сбора. Напомним, отсрочки, на которую рассчитывал турбизнес в принятии закона о курортном сборе, не получилось – прошло лишь немногим более недели с первого обсуждения законопроекта в Госдуме, а он уже «прошел» через окончательное третье чтение. Теперь осталось лишь одобрение Сената и подпись Президента.
В итоговом варианте закон предусматривает введение в экспериментальном режиме в 2018-2022 годах платы с туристов за пользование курортной инфраструктурой в 4 регионах - в Крыму, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях. Изменился только срок действия – он перенесен на полгода, на 1 мая 2018, точно к началу туристического сезона. Также временно снижен и минимальный размер «налога»: в 2018 году предельный размер курортного сбора не может превышать 50 рублей в сутки, далее предельная величина сбора составит 100 рублей. Курортный сбор взимается не позднее момента выезда из объекта размещения со всех туристов старше 18 лет и пробывших на территории курорта больше 24 часов. Пилотный экспериментальный проект рассчитан до конца 2022 года — по его итогам правительство примет решение об отказе от идеи или же о введении курортного сбора на территории всей страны. При этом авторы законопроекта рассчитывают на значительные выгоды: по их оценке с 2018 года по 2022 год курортный сбор принесет в Ставропольский край дополнительные 2.02 миллиарда рублей, в Краснодарский край – 8.3 миллиарда рублей, в Республику Крым – 16.4 миллиарда рублей.
Курортный сбор будет зачисляться в бюджет субъекта РФ, на территории которого проводится эксперимент. При этом в итоговом варианте закона спор о бенефициарах решен в пользу местных муниципалитетов: при введении сбора в 2018 году в бюджеты муниципальных образований будет направлено 70% прогнозируемых доходов от уплаты сбора на территории соответствующего муниципального образования, и лишь 30% - в бюджет самого региона. В дальнейшем эту цифру предполагают довести до 100% в пользу муниципалитетов.
Для сбора и распределения этих средств предлагается создать Фонд развития курортной инфраструктуры, который будет частью средств бюджета субъекта РФ. Утверждается, что использование доходов от курортного сбора будет исключительно целевым и направленным на нужды туристической инфраструктуры, при этом направление средств от курортного сбора на дорожное строительство и объекты «коммуналки» объявили недопустимым. Контролировать распределение средств предполагается силами общественных советов.
Депутаты также позволили регионам регулировать размер курортного сбора, в том числе, снижать его до нуля, в зависимости от сезонности, времени пребывания плательщика в объекте размещения, значения курорта и других факторов. Причем, если муниципалитет счел эксперимент неудачным, он направляет главе субъекта письмо с просьбой прекратить его.
Остается только отметить, что основные претензии к законопроекту о курортном сборе от турбизнеса в итоговом проекте полностью не устранены. Его критика сводилась к тому, что законопроект в нынешнем виде: 1) вреден для бизнеса, т.к. он лишь отпугнет туристов от легальных средств размещения, переведя турпоток в теневые миниотели и частные квартиры, 2) неэффективен с точки зрения туризма, т.к. собранные деньги регионы пустят на латание своих бюджетных дыр, а не на развитие курортов и туризма, 3) неэффективен с точки зрения бюджета, т.к. на администрирование этого «побора» может уйти львиная доля собранных средств, и наконец, 4) этот закон несправедлив для туристов, т.к. такие сборы фактически являются налогом на отдых. Эксперты при этом продолжают подчеркивать, что закон принят «не вовремя», в момент, когда отечественный туризм явно находится в невыигрышной конкуренции с зарубежными направлениями, серьезно субсидирующими турпоток.
Автор: Яна Вараксина