ВИМ-авиа урезала расписание на всё лето, туроператоры подбирают замену отменённым рейсам
Для удержания своей компании на плаву руководство «ВИМ-авиа» решило кардинально урезать чартерные программы на все лето. Однако эксперты уже сомневаются, что даже такой шаг спасет положение. Актуальную проблему, куда перебронировать туристов отмененных чартеров, при учете того, что на них на июль-август уже продано не меньше 40% мест, туроператорам приходится решать «в ручном режиме»: переговоры с альтернативными перевозчиками ведут как сама авиакомпания, так и туроператоры, однако ситуацию усугубляет серьезный дефицит как свободных самолётов, так и недостаток ремонтных мощностей для проведения плановых техосмотров, из-за чего с нехваткой самолётов могут столкнуться и другие авиакомпании.
Информация самого ВИМ-авиа пока очень «обтекаемая»: «С целью оперативной стабилизации расписания чартерных рейсов, авиакомпания «ВИМ-авиа» приняла решение о частичном сокращении чартерной программы на весенне-летний период 2017г. Небывало высокий для конца маяприрост пассажиропотока в этом году придал нарушениям графика полета веерный характер, что и вынудило руководство авиакомпании принять решение о введении ограничений», - говорится в сообщении перевозчика. В «ВИМ-авиа» также сообщили, что после обсуждения сложившейся ситуации с туроператорами и государственными структурами «был скорректирован оптимальный график чартерных полетов на лето», причем «с минимальным ущербом». Подробности авиакомпания обещает опубликовать 8 июня, однако на момент 13:00 четверга на сайте содержалась лишь устаревшая информация за среду.
При этом в среду на совещаниях в Росавиации и Ростуризме звучали более жесткие оценки. Так, глава Росавиации Александр Нерадько заявил, что «ВИМ-авиа» не рассчитала своих возможностей, нарастив перевозки за пять месяцев в два раза». На данный момент работает оперативный штаб с участием «ВИМ-авиа» и других перевозчиков, которые «подхватывают» рейсы. Кроме того, по поручению вице-премьера Виталия Мутко создана рабочая группа, которая должна в первую очередь «обеспечить доставку на отдых» клиентов «ВИМ-авиа». Однако очевидно, что дефицит провозных емкостей критичен – фактически, у перевозчиков их просто нет. Так, как заявил вице-премьер Аркадий Дворкович, «ВИМ-авиа» готова платить за фрахт судов, но «основной вопрос состоит в наличии доступных для полетов самолетов». По информации «Коммерсанта», перевозчик пытается договариваться с авиакомпаниями «Ямал», «Руслайн», «Саратовские авиалинии» и «Ижавиа».
При этом масштабы летней программы «ВИМ-авиа» действительно огромны. Так, по оценкам руководителя транспортного комитета АТОРа Дмитрия Горина, на рейсах «ВИМ-авиа» в июне-августе должны быть перевезены около 200 тысяч туристов, из которых 140 тысяч - внутри России. По оценкам экспертов, среди крупнейших контрагентов «ВИМ-авиа» такие туроператоры как TUI (40 тыс. оплаченных туров на рейсах этой авиакомпании), НТК «Интурист» (27 тысяч туров), TezTour (12 тысяч), «МузенидисТревел» (4-5 тысяч). И заменить эти самолеты фактически нечем.
Тем временем некоторые чиновники пока в основном лишь изображают бурную деятельность, чем реально как-то помогают решить данную проблему. Впрочем, некоторые ведомства таких полномочий и не имеют, хотя активно раздают направо и налево советы. Так, например, Ростуризм рекомендует «прекратить продажу туров, перелеты по которым осуществляет «ВИМ-авиа». «Лучше вообще не продавать, чем наращивать проблему», - заявил глава Ростуризма Олег Сафонов.
Панике на рынке способствует и эффект дежавю – эксперты отмечают, что в «незабвенном 2014 году» аналогичным образом случился коллапс с «Оренбургскими Авиалиниями», которые за несколько часов до вылетов известили об отмене 36 рейсов на зарубежные курорты из-за долгов своего партнера, что вызвало на рынке волну банкротств. При этом авиаэксперты подчеркивают, что «технические» проблемы, связанные с техобслуживанием импортных самолетов, послужившие изначальной причиной задержек, характеры не только для одной «ВИМ-авиа». Так, как сообщил авторитетный блог bmpd, который ведут сотрудники Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ), со ссылкой на анализ французского журнала Air&Cosmos, российскому рынку техобслуживания и ремонта авиационных судов в целом грозят серьезные проблемы. «Воздушный транспорт в России сталкивается с нехваткой мощностей для технического обслуживания и ремонта авиационных судов. В первую очередь это касается авиационных двигателей, комплектующих и самолетов большой вместимости. Согласно оценкам некоторых экспертов, дефицит мощностей составляет от 70 до 97%, в зависимости от вида деятельности», - сообщает блог. Кстати, это яркий пример зависимости от западной техники – если бы либералы не убили отечественный авиапром, то наши авиакомпании летали бы на российских самолётах, и таких проблем не было бы априори.
Пока же Ростуризм призывает сохранять спокойствие. «Хочу заверить всех туристов, что деньги свои они не потеряют, им будет обеспечено право на отдых. Эти гарантии дают туроператоры, они имеют для этого все возможности», - заявляет Олег Сафонов.
Сами же туроператоры пытаются решать проблему, но по-прежнему в «ручном» режиме. «По предварительным итогам вчерашнего совещания в Ростуризме и Росавиации наши рейсы «ВИМ-авиа» под секвестирование не попали, хотя чартерные программы отдельных операторов были серьезно урезаны», - прокомментировал корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ Александр Цандекиди, гендиректор туроператора «Музенидис Трэвел». Однако, как отметил собеседник, так как стопроцентной гарантии дать нельзя, туроператор находится в готовности обеспечить альтернативную перевозку на крыльях аффилированной авиакомпании EliinAir.
«Для туроператоров ситуация остается примерно такой же: ситуация с полетами «ВИМ-авиа» меняется довольно часто, как и планы полётов. Старт полетной программы в Сочи и Крым из Петербурга, Екатеринбурга, Казани и Уфы мы отложили до 10 июня включительно, соответственно мы либо переносим туры по датам, либо переносим туры на другие направления, либо возвращаем деньги. Здесь ситуация проще, так как это были только завозные рейсы, поэтому реально было на какое-то время сдвинуть программу вправо, ведь нам не нужно вывозить туристов», - прокомментировал Сергей Толчин, директор по продажам НТК «Интурист». Эксперт также отметил, что ситуация с рейсами с 10 по 14 июня пока в проработке с точки зрения обеспечения перевозки, также ведутся переговоры с альтернативными перевозчиками, но конкретика пока не раскрывается. «Мы пытаемся переобеспечить туры, но какую-то часть мы вынуждены отменять. Те рейсы, что мы не отменяем, они пусть с задержками, пусть другими перевозчиками, но выполняются. Нам приходится высокой ценой переобеспечивать перевозку», - резюмировал Сергей Толчин.
Подписывайтесь на туристические новости от Турпрома в соцсетях:
- Канал новостей в Telegram: https://t.me/tourprom
- Туристические новости в Facebook: https://www.facebook.com/tourprom.ru
- Туристические новости в ВКонтакте: https://vk.com/tourprom
- Туристические новости в Twitter: https://twitter.com/tourprom
- Туристические новости в Одноклассниках: https://ok.ru/tourprom
- Туристические новости в Instagram: https://www.instagram.com/tourprom/