Назло российскому туристическому рынку: Ростуризм решил продвигать одиозный сервис Аirbnb, проигнорировавший законы России
02.06.2017  22:50 33996

Назло российскому туристическому рынку: Ростуризм решил продвигать одиозный сервис Аirbnb, проигнорировавший законы России

О том, что сервисы для кратковременной аренды жилья являются серьёзной угрозой для любого туристического рынка, во всем мире говорят уже очень давно, а во многих странах вводят ограничения на работу подобных сервисов или даже их полностью запрещают. Однако российские чиновники, ответственные за туризм, даже в этом вопросе отличились полнейшей безграмотностью и беспринципностью: 1 июня Ростуризм и самый известный из таких сервисов – американский Аirbnb, подписали меморандум о сотрудничестве. Сказать, что это известие шокировало представителей отечественного туристического сообщества, не сказать ничего. Ведь вместо того, чтобы в национальных интересах развивать и поддерживать бизнес отечественных отелей, туроператоров и турагентств, ведомство Олега Сафонова официально поощрило деятельность нерукопожатной во многих странах американской компании, которая к тому же фактически наплевала на законы Российской Федерации, грубо поправ их. Что заставило Ростуризм публично повернуться задом к интересам отечественного туристического бизнеса, остаётся только догадываться...

«Стороны будут взаимодействовать в вопросах укрепления двустороннего сотрудничества в сфере туризма и реализации культурных проектов, направленных на развитие индустрии гостеприимства в России, в т.ч. в части продвижения туристического потенциала страны», - говорится в сообщении Ростуризма.

Тут следует подчеркнуть, что такое соглашение стало чуть ли не единственным в мире, поскольку во многих странах Аirbnb находиться в статусе персоны нонграта. Так, в конце прошлого года за деятельность по сдаче в аренду жилья Airbnb была оштрафована в Барселоне на 600 тыс. евро. А немногим ранее власти Нью-Йорка и вовсе запретили владельцам квартир сдавать в аренду свою собственность с помощью подобных сервисов. Помимо этого, санкции против Airbnb были введены в Лондоне и Амстердаме, и навряд ли список на этом будет остановлен.

Почему это происходит, объяснить довольно просто. Во-первых, сдавая квартиры в краткосрочную аренду через Airbnb, ни арендодатели, ни сам сервис не несут никакой ответственности за качество оказанных услуг, да и контроль за этими услугами никто не ведет, из-за чего туристы могут столкнуться с серьезными проблемами. Во-вторых, перетекание части турпотока из легальных гостиниц и мини-отелей в нелегальную сферу квартиросдатчиков наносит отелям существенный урон, а ведь в их строительство и развитие было вложено немало средств. В-третьих, сами арендодатели, размещающие предложения на Airbnb, в большинстве случаев не платят налоги, что не выгодно для любой страны.

А в случае с Россией ситуация усугубляется ещё и тем, что Airbnb закрыл свой офис в России, тем самым фактически выйдя из российской юрисдикции - не платя налоги в бюджет России, не неся никакой ответственности перед отечественными туристами, а также нарушая закон «О персональных данных». Согласно этому закону все личные данные, собранные оператором, которым в данном случае является Airbnb, должны физически храниться на территории России. Но раз у компании нет в России даже юрлица, уместно предположить, что и данные о туристах она хранит на своей родине – в США, под колпаком вездесущего АНБ. Сайты таких компаний, согласно закону, подлежат в России блокировке.

В этой связи редакция инфогруппы «ТУРПРОМ» отправила в Роскомнадзор запрос о деятельности Airbnb в России с просьбой объяснить, поему сайт данной компании до сих пор не заблокирован. Оперативного ответа в пятницу получить не удалось, однако редакция будет внимательно следить за развитием данной темы.

Кстати, количество претензий туристов к Airbnb в последнее время, судя по отзывам в интернете, неуклонно растёт. Вот типичный негативный опыт бронирования через эту американскую фирму: «В феврале этого года, за три месяца до запланированной поездки в Болгарию, мы забронировали на Airbnb квартиру, оплатив полную стоимость проживания. Но буквально за сутки до заезда хозяйка квартиры сообщает нам, что у нее форс-мажор, что она не может нас принять и снимает нашу заявку. После этого система вернула наши деньги на наш счет в Airbnb, которые мы могли потратить на оплату других вариантов. Но за сутки найти подходящую квартиру просто невозможно. Вернувшись, я написала жалобу в компанию и потребовала вернуть деньги, но мне до сих пор так никто и не ответил», - рассказала директор по работе с агентствами сети «ГлобалТревел» Елена Митяева.

В недоумении позицией Ростуризма находятся и представители отечественного турбизнеса, опрошенные корреспондентом «ТУРПРОМ». Некоторые из них, к слову, сразу даже и не поверили в подлинность информации о подписании Ростуризмом меморандума с Airbnb, пожелав лично убедиться в реальности такой информации.

«Разумеется, на этом фоне российские хотельеры понесут определенные потери. И тут возникает законный вопрос: зачем усилия федерального органа, существующего на деньги налогоплательщиков, тратить на продвижение зарубежной компании? У меня на этот вопрос ответа нет. Если бы была поддержка российских аналогичных сервисов, которых у нас в стране достаточно, то это можно было бы понять. Даже несмотря на то, что они конкурируют с турагентствами и с отелями, но при этом всё же дают дополнительную свободу выбора туристам», - отметил Александр Казин, гендиректор турфирмы «Ингостур» и совладелец одного из отелей в Крыму. По его словам, если для туристов нет никаких гарантий, то логика Ростуризма в данном вопросе полностью неясна. «На месте Ростуризма я бы подписывал подобные соглашения лишь с российскими компаниями. Во-первых, в случае каких-то форс-мажорных ситуаций на них можно влиять и призвать к ответу. Во-вторых, любое государство в первую очередь старается развивать экономику своей страны. А здесь все деньги уходят за рубеж, в том числе и комиссия, и даже налоги у нас никакие не платятся», - добавил г-н Казин.

Со своим коллегой согласна и исполнительный директор Альянса Туристических Агентств (АТА) Наталия Осипова. «Прежде всего, мы должны поддерживать отечественные турфирмы и другие предприятия туристический отрасли, работающие в правовом пространстве нашей страны, которые платят соответствующие налоги. Поддержка такого рода иностранных компаний со стороны государства выглядит совершенно некорректно. У нас есть собственные системы бронирования различного типа. Они работают по всей стране и вполне популярны», - отмечает эксперт. Также, по словам г-жи Осиповой, такие действия Ростуризма идут вразрез с политикой российского Правительства, которое активно поддерживает российский турсектор, в том числе за счет субсидирования. «Получается, что государство выделяет деньги на развитие отечественного турбизнеса, а Ростуризм поддерживает компании, которые этому турбизнесу могут только навредить», - пояснила она.

Помимо этого, эксперт подчеркивает, что Аirbnb предлагает размещение в частном секторе, который вообще не имеет никакого отношения к туризму – пользы от этого для экономики страны нет. «Хозяева квартир получают доход, но большинство из них никакие налоги не платят. Это довольно проблематичный серый сектор, мешающий легальным отелям на курортах. С этим пытаются бороться, но пока безрезультатно – даже большинство миниотелей остаются в «тени», а уж говорить о легализации квартиросдатчиков пока вообще бессмысленно.Теперь же, благодаря Ростуризму,аналогичная проблема может появиться и в ряде других регионов. Думаю, что не стоит пожимать руку компаниям, которые хотят иметь отношения с Россией, но не признают законы РФ», - добавила Наталья Осипова.

То, что Ростуризм поддерживает американскую компанию, является весьма странным, согласен и гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин.«Кроме того, мы знаем, что у Аirbnb обостряются отношения во многих странах как с регуляторами, так и с отельным сообществом и турбизнесом», - подчеркнул эксперт. По его словам, из сообщения Ростуризма можно предположить, что таким образом ведомство пытается как-то улучшить ситуацию с размещением туристов на время проведения Кубка Конфедераций FIFA 2017 и Чемпионата мира по футболу 2018. «Но по той информации, которую мы получаем от отелей и наших коллег, занимающихся организацией туров на эти мероприятия, ожидаемый турпоток не фантастический, и он без проблем может быть размещен в существующих и возводящихся отелях. Таким образом, наш отельный бизнес совершенно не заинтересован в привлечении на рынок подобного конкурента, тем более что многие гостиницы вложись в реновацию специально к ЧМ», - заключил он.

«Я бы рекомендовал Ростуризму очень осторожно подойти к этому сотрудничеству, поскольку Аirbnb заточен под прямую сдачу квартир туристам. Учитывая, что Ростуризм руководит отраслью, куда входят и туроператоры, и турагентства, и отели, то это решение – прямая торпедная атака в первую очередь на законопослушных туроператоров и турагентов. Тем более что этот сервис во многих странах мира уже начинают запрещать», - добавил Алексан Мкртчян, гендиректор сети турагентств «Розовый Слон». «Если мы уберем из цепочки организации туров туроператоров и турагентства, то мы уничтожим всю базу, на которой держится Ростуризм. Ведомство рубит сук, на котором оно сидит – вот что значит сотрудничество с Аirbnb. Эта компания является нерукопожатной во многих странах, ее запрещают во многих странах. Возможно, меморандум был подписан от недостатка информации», - добавил г-н Мкртчян.

НАША СПРАВКА: Главный штаб Airbnb находится в американском штате Сан-Франциско. Помимо этого, компания имеет 10 региональных офисов в Барселоне, Берлине, Гамбурге, Копенгагене, Лондоне, Милане, Париже, Сан-Паулу, Сингапуре и Сиднее. Однако в России компания решила работать неофициально, говоря по другому – подпольно. Напомним, что в марте 2017 года Аirbnb ликвидировала свою российскую дочернюю компанию, тем самым оказавшись вне поля российского законодательства. «Если они сейчас закрывают это ООО, то все деньги и информация теперь будут за рубежом, и это ограничивает возможности российских органов власти», - сказал тогда один из экспертов. Тем не менее, судя по шквалу ТВ-рекламы, свой бизнес в России американцы сворачивать не желают, а даже расширяют – согласно их интервью в прессе, Аirbn, не имея юрлица и офиса, смогла даже увеличить в России число своих сотрудников...

Подписывайтесь на туристические новости от Турпрома в соцсетях:

Автор:

Подписаться на новости