03.09.2007 19:40
5648
Роспотребнадзор объяснил, как будет проверять турфирмы
Роспотребнадзор готовится к началу проверок турагентств на предмет соответствия их работы новому законодательству в туризме. В последний день лета ведомство Геннадия Онищенко выпустило письмо-разъяснение «Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания». Этот многостраничный документ, который доступен по ссылке https://www.tourprom.ru/various.aspx?id=34, юристы рекомендуют внимательно изучить всем турагентствам. Тем более, что во многом разъяснения Роспотребнадзора противоречат ранее вышедшим разъяснениям Ростуризма. Однако накладывать штрафы проверяющие будут именно исходя из разъяснений г-на Онищенко.
«Этим письмом Роспотребнадзор открыто огласил свою позицию в сфере туризма и защиты прав туристов, за что ему большое спасибо. Письмо подробно раскрывает то, за какие нарушения и по каким статьям проверяющие будут наказывать турфирмы. При этом Роспотребнадзор фактически признает, что новое законодательство в туризме не только далеко от совершенства, но и вступает в коллизию со многими другими законами. Поэтому проверяющим рекомендуется руководствоваться данными разъяснениями», - сообщила корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Анна Гладун, директор юридической консультации «Визит».
По мнению эксперта, наиболее важными моментами разъяснений Роспотребнадзора можно рассматривать следующие. Во-первых, в отличие от Ростуризма, ведомство Геннадия Онищенко считает, что оплата туристом путевки в безналичной форме не освобождает турфирму от необходимости оформлять туристическую путевку. При этом в путевке обязательно необходимо вручную указать способ поступления денежных средств исполнителю, например, «безналичный платеж на расчетный счет туроператора» с указанием реквизитов такого платежа.
Во-вторых, по мнению главного санитарного врача, турфирма обязана проверять правильность оформления выездных документов своих туристов, в том числе срок действия общегражданских заграничных паспортов, правильность оформления документов на ребенка и т.п. В случае выявления ошибок турфирма должна своевременно проинформировать о них потребителя, в противном случае ей грозит штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей (ч. 1 ст. 14.8 КоАП). «Это очень спорная трактовка обязанностей турфирм. Такие обязанности напрямую не следуют ни из одного закона. Поэтому при наложении взысканий по данному пункту, их можно обжаловать в суде», - считает Анна Гладун.
И в-третьих, в отличие от Ростуризма, Роспотребнадзор признаёт правоотношения между туристом и его перевозчиком отдельными от правоотношений туриста с турфирмой: согласно Воздушному кодексу услуги по авиаперевозке непосредственно оказывает авиаперевозчик с вытекающими правовыми последствиями для обеих сторон сделки. «Тем не менее, не со всеми разъяснениями в этой части письма можно согласиться. Например, главный врач считает, что «при задержке вылета туроператор обязан предоставить клиенту размещение на время ожидания рейса, связаться с иностранным партнером и перенести сроки проживания в гостиницах по маршруту, изменить даты экскурсий и т.п.», однако обязанность при задержках размещать пассажиров лежит на перевозчиках, при этом туроператорам часто технически невозможно изменить сроки проведения экскурсионных программ», - добавила эксперт.
В любом случае, по мнению собеседника, турфирмам стоит быть готовыми к возможным проверкам со стороны Роспотребнадзора. «Максимальным наказанием, согласно статье 14.5 КоАП РФ, может быть штраф от 30 до 40 тыс рублей. Причем оштрафованными могут быть как туроператор, так и турагент. Но стоит помнить, что при проведении проверки сотрудники Роспотребнадзора обязаны иметь предписание, в котором должны быть перечислены проверяющие лица, названа проверяемая организация с точным адресом, а также указана цель проверки. Во избежание недоразумений, турфирмам не стоит бояться проверять такие предписания», - пояснила эксперт. При этом проверяющие имею
Автор: