Турция сказала «нет» Booking.com, в России ФАС пока медлит
30.03.2017  13:50 11096

Турция сказала «нет» Booking.com, в России ФАС пока медлит

Турецкий суд приостановил работу голландского сервиса Booking.com и связанных с ним ресурсов на территории всей страны. Физический блокировкой этого онлай-сервиса займется Совет по информационным технологиям Турции. В России же, несмотря на жалобы турфирм на деятельность голландской компании, ФАС пока не усматривает конкурентных нарушений со стороны этого сервиса. И это даже притом, что во многих странах Европы, на которую так долго равнялось наше либеральное правительство, претензий атимонопольщиков к этой голландской структуре накопилось предостаточно, а её аналоги, типа Airbnb, вообще пытаются запретить.

По данным турецких СМИ, решение о блокировке принято по иску Ассоциации Туристических Агентств Турции (TURSAB), которая обвинила сервис в нарушении закона о конкуренции. По словам представителей TURSAB, неправомерные действия Booking.com наносят вред местным турфирмам. При этом в Ассоциации отмечают, что туристы, которые уже забронировали проживание через онлайн-сервс, проведут свой отпуск в штатном режиме. Тут стоит напомнить, что еще в начале этого года также по инициативе TURSAB сайт Booking.com попал под «санкции» турецких властей – за нарушение закона о конкуренции компанию, предлагающую «гарантию лучшей цены», оштрафовали на 680 тыс. долларов.

Примечательно, что полностью запретить голландский сервис в своей стране турецкий суд решил после инцидента с главной МИД республики в Нидерландах: 11 марта Голландия запретила посадку в Роттердаме самолету, на борту которого находился министра иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу, планировавший принять участие в митинге по вопросам конституционной реформы в Турции.

Тогда же турецкая сторона заявила, что на этом фоне против голландской стороны будут предприняты экономические и политические санкции. Что, собственно, и произошло. Впрочем, очевидно, что присутствие Booking.com на турецком рынке мешало представителям местного турсектора, поэтому такое решение суда стало серьезной поддержкой для местного туризма.

Отметим, что в России работа Booking.com также вызывает много вопросов: в отличие от туроператоров, которые финансово отвечают за отдых своих клиентов, замораживая свои оборотные средства в резервных фондах «Турпомощи» и покупая у страховщиков фингарантии, работа подобных онлайн-сервисов никак не регулируются российским законодательством. В результате этого такие компании получают безусловное конкурентное преимущество: при меньших издержках они могут выставлять потребителям более низкие цены, уводя их из классических туркомпаний, но при этом сами онлайн-сервисы не дают, в отличие от туроператоров, никакой защиты туристам. Более того, пользуясь своим вольготным положением, они давят на российских хотельеров. И если последние отказываются предоставлять им самые низкие расценки, шансов попасть в онлайн-систему у них практически нет.

Кстати, именно по этой причине к Букингкому имеют претензии регуляторы в европейских странах. Например, в декабре 2014-го после длительных антимонопольных разбирательств во Франции, Италии и Швеции компания Booking.com согласилась исключить из своих контрактов с отелями пункт о «лучшей цене».

Даже украинские власти находят способы заставить этот сервис работать по правилам, установленным на территории своей страны. Так, в конце прошлого года, после того как на эту голландскую компанию на Украине завели уголовное дело, сервис закрыл для туристов возможность бронировать отели в Крыму.

И только российские власти никаких мер протекцианизма по отношении отечественного турбизнеса не предпринимают, давая зелёный свет глобальным международным корпорациям. И действительно, ещё в августе 2015-го турагентство «OnlineTur.ru» подало сразу 2 жалобы в ФАС на Booking.com. При этом причиной обращения как и в случае с TURSAB стала гарантия «лучших цен».

«По малозаметной ссылке Booking.com обещает пользователю такую же цену, если он забронирует номер где-либо дешевле, с рядом трудновыполнимых оговорок, дающих право Booking.com не выполнять это обещание, но использовать туристов как бесплатный ресурс для контроля за ценообразованием отелей-контрагентов Booking.com», - пояснил тогда основатель сервиса «OnlineTur.ru» Андрей Бородин. Более того, заявление «Бронирование без комиссии» можно также считать ложным, так как туристы платят отелям, а отели платят из этих денег комиссию Booking.com, которая нередко доходит 30% от стоимости номеров, добавил эксперт. «То есть значительная часть средств, оплаченная туристами за проживание в отелях, перечисляется в Booking.com отелями в виде комиссии», - пояснил он.

Тогда же юристы заявили, что если ФАС серьёзно подойдёт к этой жалобе, то придёт к выводу о необходимости законов, ограничивающих проникновение глобализации в Россию.

Но, к сожалению, этого не произошло. «По итогам проверки в ФАС сообщили, что Booking.com не нарушает российское законодательство. ФАС не смогла установить «доминирующее положение» Booking.com на рынке, в связи с чем антимонопольное законодательство не могло быть применено к сервису», - сообщил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» директор по развитию сервиса OnlineTur.ru Игорь Блинов.

Подписывайтесь на туристические новости от Турпрома в соцсетях:

Автор: Елена Калиновская

Подписаться на новости