ООН объявила год устойчивого развития туризма, в Москве обсудили проблемы отечественного турбизнеса
30.11.2016  17:03 9444

ООН объявила год устойчивого развития туризма, в Москве обсудили проблемы отечественного турбизнеса

Международным годом устойчивого развития туризма провозгласила Генеральная Ассамблея ООН будущий 2017 год. Глобальная тематика обсуждения – роль туризма в таких областях как экономический рост, занятость населения и пропаганда культурного наследия в российских условиях, как показал прошедший во вторник круглый стол UNWTO, смещается в сторону повседневных вопросов отеческого турбизнеса. Первый из них – в чем причина крайне низкого объема вклада российского туризма в ВВП страны и в чьих силах изменить ситуацию. А также – способы хоть как-то решать ситуацию, когда путешествия, несмотря на все победные рапорты, могут позволить себе не более 26% российских граждан.

Напомним, согласно заявлению генерального секретаря ЮНВТО Талеба Рифаи, темой 2017 года станет «туризм, как средство улучшить мир». На повестке дня – исследование вклада туризма в пять ключевых областей – всесторонний и устойчивый экономический рост; социальная вовлеченность, занятость населения и сокращение бедности; эффективное использование ресурсов, охрана окружающей среды и изменение климата;  Культурные ценности, культурное разнообразие и наследие, а также взаимопонимание, мир и безопасность. По данным ЮНВТО на данный момент туризм – фактически единственная отрасль в мире, демонстрирующая стабильный рост в последние годы, причем, как сообщил Владимир Кузнецов, директор представительства ООН в Москве, туризм является многогранной отраслью, которая охватывает все грани «устойчивого развития», вкладывается во взаимосвязь социальной и экономической сферы и способствует «диалогу цивилизаций» и снижению градуса напряженности. Туризм интергрирован в 400 отраслей, предоставляет примерно каждое 11 рабочее место и обеспечивает ежегодно более 1.5 триллиона долларов дохода.

Однако понятно, что, будучи озвученными в российских реалиях, эти цифры порождают свои вопросы. С одной стороны, развитие туризма, в том числе въездного, дает основания для оптимизма. «Международный туризм растет на 4% в год, у нас он растет примерно на 6%», - рассказал замглавы Ростуризма Сергей Корнеев. При этом, по его словам, в том, что касается развития въездного туризма, результат виден не только со стороны азиатского – в первую очередь, китайского рынка, который становится одним из первых в «конкурентной борьбе» за привлечение китайского туриста. «Мы видим и рост из Европы – несмотря на всю политическую обстановку средний прирост по Испании, Италии, Франции составил 10%», - рассказал Сергей Корнеев. При этом санкции «срезали» деловой турпоток, однако чисто туристический только нарастает. Во многом этот результат достигнут, по его оценке, благодаря работе маркетинговой стратегии Visit Russia – в этом году число офисов этой организации достигнет 14.

Турбизнес предлагает и другие нововведения в интересах развития въездного туризма. «Среди наших инициатив – в первую очередь, законопроект об электронных визах, представленный в Госдуму, продвижение России как туристической страны, популяризация ее уникальных брендов – например, «наземного» космического туризма», - отметила Наталья Андронова, вице-президент Всемирной Туристической Организации (UNWTO), глава туроператора «Атлантис Лайн».

Отметим, что при этом основную цель развития въездного туризма эксперты объясняют весьма прагматично. «Для нас главное, чтобы туристы к нам ехали и оставляли у нас средства», - отметил Сергей Корнеев. Однако пока статистика в этом смысле «нерадостна» - в теме обсуждения естественно была озвучена проблема, декларировавшаяся с «верхних этажей» власти: при «колоссальном внутреннем потенциале» российский туризм по-прежнему приносит в ВВП страны всего 1.6%.

Напомним, критикуя результаты госпрограммы поддержки туризма, президент России Владимир Путин недавно заявил: «Вклад туристической отрасли в ВВП страны крайне мал – 1.6%. В странах, где этой отрасли экономики уделяется больше внимания, это примерно 10% и больше. То есть, потенциал у нас колоссальный». Вторая проблема, прямо связанная с первой – то, что туризм в России охватывает, мягко говоря, не все слои населения – по статистике Ростуризма путешествует (внутри страны и за рубеж) примерно 23% граждан, причем вывозится за рубеж в 2-3 раза больше средств, чем остается в стране. Да и в плане въездноготуризма все не так «гладко» - по статистике, отдельные страны тратят на привлечение одного туриста до 6 евро, в то время как у нас госзатраты составляют… два рубля.

Соответственно, и во исполнение идей «года устойчивого туризма» необходимо как-то решать текущую ситуацию. В частности, руководители ряда известных достопримечательностей Москвы, задействованных в космическом проекте «Атлантис Лайн», отмечают, что пока даже между участниками «отдельных звеньев» туристического бизнеса – например, между музеями и гостиницами, взаимопонимания не наблюдается, от любого проекта ожидается сиюминутная коммерческая выгода, а «долгосрочные вложения» в привлечение туристов не котируются. Кроме того, подобную же политику демонстрируют и городские власти. Среди возможных способов решения подобных проблем участники круглого стола назвали более согласованную политику развития – хотя бы в отношении основных туристических брендов, а также усиление роли социального туризма. 

Автор: Ирина Архарова Ирина Архарова

Подписаться на новости