Юрист: за «непреодолимую силу» погодных условий туроператоры отвечать не будут
14.11.2016  15:57 5290

Юрист: за «непреодолимую силу» погодных условий туроператоры отвечать не будут

Множественные задержки и отмены рейсов, связанные с разгулом стихии в Москве в конце прошлой недели, скорее всего не выльются в претензии туристов. По крайней мере, у турбизнеса есть все возможности не отвечать за «непреодолимую силу» погодных условий. Такую оценку дают юристы-эксперты.

Напомним, чрезвычайная погодная ситуация в Москве, стоившая отмены более 100 рейсов и множественных задержек в аэропортах, а также коллапса в железнодорожном и автомобильном сообщении, началась с утра четверга и достигла кризиса в пятницу, когда на столичные аэропорты обрушился ледяной дождь с переходом в сильную метель. Соответственно, были задержаны или отменены многие рейсы, в том числе по туристическим направлениям. Причем непогода с отменами и задержками рейсов продолжилась и в субботу.

Так, согласно официальному сайту перевозчика, на 10-11 ноября «Аэрофлот» отменил 89 рейсов. Отмена связана с «прогнозом неблагоприятных метеоусловий в аэропорту Шереметьево 10 и 11 ноября». В том числе это касается и туристических направлений. В частности, отменены рейсы на Копенгаген, Ригу, Вильнюс, Афины, Франкфурт, Мюнхен, Дрезден, Цюрих, Венецию, Болонью, Осло и другие направления. По России «пострадали» в том числе рейсы на Петербург и Минеральные воды. В числе задержанных – рейсы на Пхукет, в Милан, Прагу, Вену, Анталию и т.д.

На пятницу только в Шереметьево были задержаны 80 рейсов, 91 отменен, еще 20 рейсов задерживаются в Домодедово, еще 12 рейсов отменены. Тем не менее, службы аэропортов подчеркивали, что работают в штатном режиме. Уходов на запасные аэродромы и длительных задержек свыше двух часов не было. Тем не менее, обязательные процедуры, согласно технике безопасности полетов, проводились – такие как уборка и очистка от снега и наледи с полос, дорожек, перронов, мест стоянок, обработка антигололедными реагентами полос и обработка самолетов противообледенительной жидкостью содействовали задержкам рейсов минимум на 40 минут.

Хотя середина ноября уже не является высоким сезоном, перед турагентствами очередной раз встал вопрос, как отвечать на претензии туристов, ставших «жертвами» при задержке рейсов. Эксперты утверждают, что на всех уровнях турбизнеса с такими претензиями в целом можно разобраться без финансового ущерба.

«Компетенция турагента в любом случае ограничена только бронированием и оплатой турпродукта. Поэтому при задержке рейса, вне зависимости от наличия вины туроператора или авиакомпании, агент ответственности не несет», - подчеркнул Александр Байбородин, руководитель юридической компании Александра Байбородина. По словам эксперта, неблагоприятные погодные условия подпадают под определение непреодолимой силы (ст. 401 ГК РФ). Кроме того, Воздушный кодекс говорит об освобождении перевозчика от ответственности за задержку рейса, если задержка произошла в интересах безопасности пассажиров.

«В связи с этим, полагаю, что у турфирм здесь достаточно сильные позиции. Ведь они объективно не виноваты в случившемся. Кроме того, практически в любом договоре любой турфирмы есть пункты о форс-мажоре и об отсутствии ответственности за действия перевозчика. На них и можно ссылаться в ответах на претензии», - резюмировал Александр Байбородин.

Автор: Ирина Архарова Ирина Архарова

Подписаться на новости