Китай планирует отстроить на Байкале туристический кластер
Туристический кластер на Байкале, на месте бывшей территории целлюлозно-бумажного комбината создадут Россия и Китай. Меморандум об этом подписали на днях туроператор Иркутской области «Гранд Байкал» и китайская компания «Чжунцзинсинь». По информации «Ведомостей», данный меморандум предполагает строительство современных туристических объектов и создание сопутствующей логистической инфраструктуры в районах озера Байкал и прилегающих территорий, «которая призвана качественно обеспечить масштабный туристический поток в регион».
По подсчетам китайских специалистов, проект потребует около $11 млрд инвестиций. При этом обязательным условием реализации проекта станет соблюдение экологических норм и требований охранного законодательства озера Байкал.
Напомним, летом Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поддержал идею по созданию бренда «Байкала». По его словам, властям необходимо делать все, чтобы байкальская зона отдыха развивалась. Однако, по словам экспертов, к этой задаче региональным властям стоит подходить крайне осторожно, поскольку у вопроса развития туризма в заповеднике есть масса аспектов, которые нуждаются в детальной проработке. «Идея охраны бренда Байкала мне кажется очень правильной, и популяризация этого бренда, товарного знака, географического наименования очень важны», - сказал Дмитрий Медведев в ходе встречи с активом регионального отделения партии «Единая Россия», передает РИА «Новости». По его словам, для сохранения уникальной природы Байкала государству необходимо вкладывать средства в охрану экологии природного заповедника, однако подобные меры не должны излишним регулированием отпугнуть инвесторов. «Нам здесь нужно найти какой-то баланс. Мы все заинтересованы, чтобы Байкал жил, развивался, и его качество не менялось, а с другой стороны - чтобы вокруг Байкала появлялись точки роста, развивался туризм. Необходимо, чтобы исполнение всех нормативов, которые связаны с экологической экспертизой, было разумным. Нельзя бить все время по рукам и говорить «это не делайте, к этому не подходите», - отметил премьер-министр.
Впрочем, несмотря на подобные заявления, многие эксперты сомневаются в том, что Байкал может стать объектом массового туризма. Так, по словам гендиректора туроператора «Дельфин» Сергея Ромашкина, основной аудиторией отдыха на территории заповедника являются местные жители и туристы из соседних регионов. «Почему-то наша власть, когда говорит о развитии какого-нибудь дальнего уголка России, имеет ввиду, что москвичи возьмут и сядут на самолет и полетят, например, на Байкал. Конечно, такие туристы есть, но 90% загрузки Байкала дают жителиКемеровской, Новосибирской и Иркутской областей. Это местные жители, которые приезжают туда на машинах, им не нужен перелет», - отметил эксперт. По словам Сергея Ромашкина, властям, которые будут заниматься развитием туристической инфраструктуры Байкала, при выстраивание каких-либо программ нужно ориентироваться именно на эту категорию туристов, а не на москвичей. Ведь, по мнению эксперта, жителям столицы и туристам из Новосибирска нужен совершенно разный сервис. «Смотрите: тем, кто приезжает на собственных автомобилях, в первую очередь нужны заправки, стоянки, места для кемпинга, а москвичам, которые приезжаю налегке самолётом – комфортабельный трансфер и хороший отель», - пояснил собеседник.
Сергей Ромашкин также отметил, что перелет из Москвы до Байкала занимает более пяти часов, что «отсекает» большую часть туристов, поскольку, по словам эксперта, авиационной границей для массового туризма является перелет длительностью в 3-4 часа. Помимо этого собеседник подчеркнул, что немаловажную роль играет и вопрос сохранения уникальной природы Байкала. «Мы должны понимать, что многочисленные застройки вдоль берега Байкала вряд ли уместны на этой территории. Байкал - это фактически природный заповедник и там уместно строительство, скорее, небольших деревянных домиков или коттеджей. По нашей информации, ежегодно Байкал принимает 1-1.2 млн туристов. На мой взгляд, такие показатели являются достаточно высокими для этого места, поскольку побережье озера большое, но основные туристические центы локализуются на узкой части берега. Поэтому в первую очередь нужно провести экологическую экспертизу на предмет того, какова емкость данного природного ресурса, сколько туристов сможет принять Байкал. Нужен баланс туристов, нужен прогноз, нужна экологическая экспертиза, и будет счастье всем участникам этого процесса», - резюмировал собеседник.
Автор: Яна Вараксина