Турагентства предложили «черный список» для российских отелей
Черный список российских отелей, переманивающих туристов у туроператоров с помощью прямых продаж со скидкой, предложили ввести российские турагентства. Первой из подобных кандидатур стал крымский отель «Ялта Интурист», в этом сезоне «позаимствовавший» значительный объем туристов у своих партнёров-туроператоров. Эксперты турбизнеса отмечают, что это действительно распространенная практика, и сталкиваться с ней туроператорам приходится практически каждый месяц, а свой «черный список» на рынке негласно уже ведется. Однако юридически ситуация достаточно «скользкая»: гласность с таким списком может повлечь за собой судебные иски.
«К сожалению, практика прямых продаж состоявшимся клиентам туроператоров, при их контакте с отелем, действительно встречается часто. Мы сталкиваемся с этим примерно раз в месяц в той или ином форме. Отелю выгодней продать размещение частному лицу, так как даже с предлагаемой скидкой такая цена будет выше, чем контрактная стоимость для туроператоров», - пояснил ситуацию корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Сергей Ромашкин, гендиректор туроператора «Дельфин».
Очередной раз этот конфликт «всплыл», когда ростовская сеть турагентств «Розовый Слон» призвала турбизнес к бойкоту и внесению в черный список отеля «Ялта Интурист» за непартнерское поведение по отношению к турфирмам. Отель «увел» у компании большую группу - 150 туристов, предложив всей группе скидку на проживание в размере 20%. Как сообщила пострадавшая сторона, туристы из Волгодонска изначально бронировали места в этой гостинице через туроператора «Алеан» и турагентство «Розовый Слон». После чего одному из туристов потребовалось уточнить информацию по услугам в номере и он позвонил в отель. В ответ турист получил «щедрое предложение» на скидку в 20% при бронировании напрямую, в итоге перебронировалась вся группа. Причем в апреле туроператор «Кандагар» также сообщил о скидках для прямого туриста в 40% от туроператорской цены, о которых заявлял отель. Были названы и некоторые другие отели на таких популярных курортах как Сочи, Лазаревское, Кисловодск, также не брезгующие подобной практикой. В итоге бойкот и черный список турфирмами предлагаются как вынужденная мера для воздействия на подобный «бизнес».
Впрочем, юристы отмечают, что мера достаточно «скользкая» и может быть чревата исками, т.к. подобные спорные процессы в российском правовом поле никак не урегулированы. «Черные списки, если они публикуются в СМИ или открытых источниках, могут причинить вред деловой репутации и служить инструментом недобросовестной конкуренции. Что может повлечь иски от пострадавших к распространителям», - пояснил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» юрист Георгий Мохов, член Правления Российского Союза Туриндустрии (РСТ), председатель Правовой комиссии РСТ, учредитель юридического агентства Персона Грата. Соответственно, такой рабочий инструмент годен к использованию в закрытой аудитории, как обмен информацией среди участников рынка.
По словам эксперта, и бойкот эффективен только в случае существенного охвата аудитории турфирм, значимой для «бойкотируемого», иначе это будет просто мероприятие из серии «пчелы против меда»: сам отель не почувствует снижения броней, заполнив места самостоятельно или с помощью тех кто бойкот не поддержал или о нем не знал.
Впрочем, о подпорченной деловой репутации участники рынка узнают довольно быстро, и подобные «бизнесмены» могут лишиться клиентуры и без всяких формальных чёрных списков. «В данной ситуации отель, скорее всего, не хочет поддерживать отношения с этими туроператорами и верит, что найдет новых участников, которых можно будет кинуть подобным образом. Однако отечественный туррынок небольшой, и каждый раз находить новых идиотов на нем будет всё более сложно. Поэтому эта история достаточно скоро закончится», - прокомментировал ситуацию Сергей Ромашкин, гендиректор туроператора «Дельфин». По словам эксперта, предание случаев «переманивания» клиентов огласке на рынке уже негласно существует и работает эффективно. «Отели, которые давно на рынке, взвешенно к этому относятся и не хотят ругаться со своими крупнейшими продавцами», - отметил эксперт. Тем более, что крупным отелям очень сложно обойтись прямыми продажами: лишь небольшие частные отели легко заполнить за счет прямых продаж, однако отель на несколько сотен номеров крайне нуждается в «хорошем реноме» на туроператорском рынке, пояснил собеседник.
При этом эксперт отметил, что нередко в дело вмешивается и человеческий фактор. «У любого отеля есть отдел продаж, там часто заняты временные работники, работающие первый год и последний, чья зарплата зависит от процента продаж. Если перед ними стоит выбор – получить копейку себе, они естественно постараются заполучить клиента, нередко без одобрения начальства. С этим можно бороться только прямыми контактами с директором, однако при желании заработать персонал всё равно находит лазейки», - уверен Сергей Ромашкин. Однако эксперт отметил, что угроза расторжения договора обычно достаточно действенный аргумент для хотельера.
«Можно предавать истории огласке, угрожать расторжением договора, можно более тщательно прописать условия контракта, но, к сожалению, расчет отелей на сиюминутную выгоду отменить нельзя», - резюмировал Сергей Ромашкин. «Юридически можно предусмотреть запрет на прямую продажу клиентам агента в договоре с отелем, но никто на такие условия не пойдет и контролировать их сложно. Скорее это вопрос деловой этики и доверия партнеров, чем юриспруденции», - подвел итог Георгий Мохов.
Автор: Ирина Архарова